Духовные учителя хасидизма ХаБаД

23 Елула 5775 (7 Вер, 2015) | Історія хасидизму, Новини, Хасидут

(продолжение)

В чем величие Ребе – руководителя ХаБаДа? […] Вам назовут и готовность к самопожертвованию, и благородство, и праведность, и пророческий дар, и многое-многое другое. И всякий раз не будет главного: на него возложено высокое звание «Рош Бней Исраэль» – Глава сынов Израиля.Любавичский Ребе рабби Менахем-Мендл Шнеерсон о Ребе РаЯЦ.
рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, Ребе РаЯЦ

рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, Ребе РаЯЦ

Шестой АдМоР Любавичского хасидизма – рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, Ребе РаЯЦ (Фриердикер – Предыдущий» Ребе). Он родился 12 Таммуза 5640 (1880) года в Любавичах и был единственным сыном в семье. Рабби Йосеф-Ицхак рано начал помогать рабби РаШаБу, возглавив йешиву «Томхей Тмимим». Будучи молодым человеком, рабби РаЯЦ по ряду ответственных поручений отца ездил в Петербург, Москву, Харьков, Литву, Польшу, Германию, Голландию. В период с 1902-го по 1911-й год он четырежды подвергался арестам по различным причинам, связанным с общественной деятельностью.

Ребе РаЯЦ принял пост Ребе в 1920 году, в тяжелые годы гражданской войны. Он был инициатором борьбы за сохранение еврейского образа жизни под властью большевиков, организовал и возглавил нелегальную систему еврейского религиозного образования в Советской России, а затем в Советском Союзе. Выдающийся организатор, он в советский период был крупнейшим религиозным лидером российского еврейства. Шестой АдМоР был очень энергичен: открывал новые йешивы, типографии, центры ХаБаД, занимался общественной деятельностью. В 1921 году по указанию рабби Йосефа-Ицхака в Варшаве была создана йешива «Томхей Тмимим». В 1922 году Ребе РаЯЦ возглавил образованный по его инициативе полулегальный Комитет раввинов. В 1924 году он договорился с представителями Джойнт в СССР, а затем и с другими еврейскими зарубежными организациями о предоставлении ими финансовой помощи на развитие еврейской культуры и религиозного образования – благодаря этому около 20 000 детей смогли учиться в религиозных школах. Под руководством Ребе РаЯЦа с начала 1920-х годов ХаБаД организовал в Москве, Ленинграде, Минске и Витебске вечерние йешивы «Тифъэрет Бахурим», в которых обучались молодые люди (в основном, студенты вузов). Благодаря рабби Йосефу-Ицхаку ХаБаД стал в Советском Союзе ядром еврейского духовного возрождения, религиозного сопротивления воинствующему атеизму и ассимиляции. ХаБаДники в советской России вели борьбу за само существование иудаизма, и во главе этого сопротивления стоял Ребе РаЯЦ.

В 1924 году рабби Йосеф-Ицхак переехал из Ростова-на-Дону в Ленинград, где продолжил свою деятельность по спасению еврейства. Перемещение центра ХаБаД в «колыбель революции» вызвало в еврейской среде подъем интереса к религии, и уже в начале 1925 года в Невеле (Ленинградская обл.) была открыта йешива для подготовки раввинов и шойхетов. В 1927 году по инициативе Ребе РаЯЦа была основана сеть йешив в далекой Бухаре.

Коммунистический режим видел в хасидах идейного врага советской власти. 15 июня 1927 года рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон и его секретарь рав Либерман были арестованы. Ребе РаЯЦ был приговорен к смертной казни, но под давлением международной общественности приговор был заменен сначала ссылкой в Кострому на три года, а затем –  высылкой из Советского Союза. Ребе получил разрешение вместе с семьей и шестью учениками (среди них будущий Любавичский Ребе рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, Глава нашего поколения) выехать в Латвию. Дни, когда Ребе РаЯЦу был отменен смертный приговор (12 – 13 Таммуза), отмечаются хасидами ХаБаД как праздничные.

После отъезда из коммунистической России Ребе РаЯЦ начал деятельность по созданию ХаБаДских центров во всем мире.

Проживая в Риге в 1927 – 1934 годах, рабби Йосеф-Ицхак организовал центр ХаБаД в Латвии. Обосновавшись в Польше (1934 – 1940 гг.), он открыл ряд новых ХаБаДских учебных заведений. Ребе Йосеф-Ицхак укоренил Любавичское движение в США – в 1939 году им была создана организация «Агудас Хасидей ХаБаД США».

В 1940 году, после начала II мировой войны, Ребе РаЯЦ сумел перебраться из Польши в США, поселившись в Нью-Йорке, в Бруклине. С его переездом в Америку начался современный этап жизни ХаБаД.

Военные и первые послевоенные годы – время отчаяния еврейского народа и кажущегося крушения всех надежд. Даже в благополучной Америке не все было столь безоблачно. Среди миллионов евреев, эмигрировавших из Восточной Европы, нарастала ассимиляция. Любавичское движение поставило своей целью возвращение американского еврейства к подлинной религии – к  идишкайт, к Торе и исполнению ее предписаний.

В США существовало несколько различных еврейских религиозных общин реформистского и консервативного толка. Появление в Америке центра Любавичского движения на первых порах не вызвало большого энтузиазма у руководителей этих организаций. На одной из встреч Ребе РаЯЦу дипломатично «намекнули», что Америка во всем отличается от Старого Света и прогрессивные американские евреи живут своей собственной жизнью, в которой нет места пережиткам прошлого. Ребе ответил, что Америка не отличается от любой другой страны диаспоры и еврей везде и всегда остается евреем, где бы он ни жил.

Рабби Йосеф-Ицхак сыграл выдающуюся роль в возрождении традиционного иудаизма в Америке. С первого дня в США он вел работу по возращению американских евреев, ставших на путь ассимиляции, к своим истокам. Была основана центральная йешива «Томхей Тмимим» с подготовительной школой в Монреале, йешива «Ахей Тмимим» в Нью-Йорке, Ворчестере и Питсбурге. В 1941 году появилась организация «Махане Исраэль», в следующем году – «Мерказ леИньеней Хинух» (организация, занимающаяся вопросами еврейского образования), в 1944 году – общество «Бикур Холим». Ребе РаЯЦ основал несколько периодических изданий для взрослых и детей. Было открыто книжное издательство «Кеат» (аббревиатура Кереней Од Тора – сияние величия Торы), ставшее крупнейшим в мире издательством еврейской религиозной литературы.

Прошло не так много времени, и Любавичское движение под руководством Ребе РаЯЦа охватило США. Десять лет спустя дом номер №770 на Истерн Парквей в Нью-Йорке стал ее еврейским «сердцем». Огромную роль в том, что Севен Севенти (770) превратился в центр не только американского, но и мирового движения ХаБаД, сыграла деятельность рабби Менахема-Мендла Шнеерсона, будущего преемника Великого Еврея – такое прозвание дали евреи всего мера этому удивительному человеку.

Ребе РаЯЦ, покинув Россию, никогда не забывал о евреях, оставшихся в СССР. Он продолжал руководить деятельностью ХаБаДа по сохранению еврейской жизни, поддерживая постоянную связь со своими хасидами. Хранить верность иудаизму в условиях тоталитарного режима было нелегкой задачей, порой  опасной для жизни… В 30-е годы в СССР усилилась антирелигиозная кампания: 1932 – 1937годы были объявлены антирелигиозной пятилеткой Закрывались одна за другой иешивы, был распущен Комитет раввинов, запрещены выпечка мацы, пасхальные седеры, соблюдение Субботы, праздников. В 1937–1938 годах  были репрессированы многие верующие евреи, в Ленинграде прошли массовые аресты ХаБаДников. Те, кому удалось избежать смерти и репрессий, не сразу смогли покинуть страну воинствующего атеизма. В 1946 году в Самарканде на тайном собрании руководителей общин ХаБаД было решено воздержаться от выезда в надежде, что после войны власти не будут преследовать религиозных евреев. Но гонения возобновились, и хасиды изменили свое решение: созданному во Львове нелегальному комитету удалось в 1946 году организовать выезд по польским документам около 1 000 человек в Польшу, откуда они добрались до Эрец Исраэль. Эти люди стали ядром нового поселения Кфар ХаБаД, основанного по инициативе Ребе РаЯЦа в 1948 году.

Последняя инициатива Великого Еврея – разработка программы по образованию и укреплению знаний Торы среди евреев Северной Африки. В результате ее реализации, которую осуществил Любавичский Ребе рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, в Марокко были открыты учительская семинария, старшая и младшая йешивы и сеть религиозных школ для мальчиков и девочек.

Ребе РаЯЦ ушел из этого мира 10 Швата 5710 (1950) г. и покоится в Нью-Йорке.

Рабби Йосеф-Ицхак написал много книг по философии хасидизма (в том числе большое количество проповедей и поучений) и истории ХаБаД; в переводе на русский язык вышли его «Мемуары Любавичского Ребе» и «Записки об аресте».

Имя ребе РаЯЦа стало легендарным. Популярными были и остаются его изречения:

Тот, кто говорит «не могу», лжет

Главная работа еврея – превратить АНИ (Я) в АИН (Ничто)

Хасидизм – сито: правда проходит, а ложь отсеивается

Положись на помощь Вс-вышнего» – этот совет человек может дать только самому себе. Ближнему, находящемуся в беде, надо помочь делом, а не советом и поучением
buttons