Алтер Ребе и Россия

24 Тевета 5776 (5 Січ, 2016) | Історія хасидизму, Хасидут

Алтер РебеСреди многих загадок личности рабби Шнеур-Залмана (Алтер Ребе) обращает на себя внимание его особенная связь с Российским государством. Известен спор основателя Хабада с главами польских хасидов, в котором рабби Шнеур-Залман встал на сторону России против Наполеона.

Традиционно это объясняют тем, что эмансипация, по мнению Альтер Ребе, представляла собой большую угрозу, чем грядущие погромы. Патриотическое настроение Алтер Ребе и помощь, оказываемая его хасидами, вызывали изумление русских военных и правительства, были отмечены и вошли в историю.

Более десятилетия до этого к контакту с властями Альтер Ребе вынудили исключительные обстоятельства – его арест по подозрению в измене. Во время допросов от рабби Шнеур-Залмана требовали представить российскому правительству доказательства принадлежности хасидского движения к ортодоксальному иудаизму. Объясняя проблемы евреев под властью Польши, рабби обсуждал недостатки системы самоуправления (так называемый Ваад), предоставленной еврейской общине, а также надежды, что в результате присоединения Польши к России коррупция, царившая в жизни общин, будет устранена. Понятно, что Алтер Ребе во время этих допросов не мог не чувствовать себя стесненным ролью заключенного, но в свете занятой им позиции по отношению к войне с Наполеоном можно с высокой степенью вероятности предположить, что его ответы отражали его действительное понимание затронутых тем и были чистосердечными.

В результате изменений на политической карте мира место рождения рабби Шнеур-Залмана ныне расположено на территории Белорусии (Лиозно), там же, почти у самой российской границы, находятся Ляды, нередко упоминаемые вместе с его именем, а могила – в Гадиче, на территории нынешней Украины. Но основные достижения его деятельности оказались связаны с Россией. Там находятся и Любавичи, ставшие фирменным знаком последователей рабби Шнеур-Залмана, и Петербург, с которым связана важная веха в развитии его учения, а в селе Пены Курской области он умер, то есть, говоря его же словами о смерти другого праведника (в его главной книге, Тания), достиг подъема “служения всей своей жизни”.

Можно по-разному трактовать эту странную связь. Хочу предложить одну параллель, связанную с содержанием учения Хабад.

Йосеф Бродский, говоря о духовных открытиях великих писателей, связывает с Достоевским представления о границе между добром и злом, проходящей через человеческое сердце. Вне зависимости от того, какое именно место Достоевский занял в рейтинге “имени России”, эта идея воспринимается мной как внутренне присущая русской культуре. Но ведь именно это – одна из важнейших идей книги Тания, основного произведения рабби Шнеур-Залмана, где описана борьба доброго и злого начала в душе.

(по материалам ru.chabad.org)

buttons