9 Ава — одна из самых траурных дат в еврейском календаре. По традиции день 9 Ава считается датой разрушения как первого, так и второго Храма в Иерусалиме. В память об этом был установлен пост. Причем 9 Ава — один из самых тяжелых еврейских постов: длится больше суток, и поститься в этот день должны почти все, кроме детей, больных и — иногда — беременных и кормящих женщин. Кроме того, именно 9 Ава происходили многие печальные события в еврейской истории — намек на то, что день поста 9 Ава отмечен печатью траура свыше.
C наступлением месяца Ав вступают в силу дополнительные законы, связанные со скорбью о разрушении Храма, и веселье ещё больше уменьшают. Все тяжбы с неевреем, если это возможно, желательно перенести на время после 9 Ава.
Эти законы также имеют силу и в сам день 9 Ава, а некоторые из них остаются актуальны вплоть до 10 Ава. Поэтому, в качестве введения в законы поста 9 Ава, скажем вкратце и о тех ограничениях, которые вводятся уже с новомесячья Ава:
- Законы, касающиеся вина и виноградного сока (в случае, когда их пьют исключительно ради удовольствия, а не во имя заповеди и не во время праздничных трапез);
- Законы, касающиеся мяса и мясных блюд в будничных трапезах;
- Пение во время праздничных трапез;
- Посадка деревьев и цветов;
- Покупка, съём, ремонт жилья;
- Покупка, пошив, ремонт одежды;
- Стирка и глажение одежды;
- Купание;
- Стрижка ногтей.
9-е Ава
1. Обувь
9-го Ава запрещено ходить в кожаной обуви. Пользуются резиновой или матерчатой обувью (прикоснувшийся рукой к такой обуви, как и к кожаной, должен сделать омовение рук без благословения). Тот, кто одевает резиновую или матерчатую обувь, утром, как всегда, произносит «Благословен ты и т.д. — который создал для меня всё необходимое». Принято приучать детей не носить кожаную обувь в этот день с четырёх-пяти лет.
2. Дети
С девятилетнего возраста принято приучать детей к нескольким часам поста. Мальчикам до тринадцати лет и девочкам до двенадцати не принято поститься целые сутки. Кормя детей в этот день, следует ограничиться простыми продуктами, не давать им сладостей и деликатесов. Взрослые, которые по состоянию здоровья обязаны есть и пить, также должны воздержаться от деликатесов.
3. Вечернее чтение Свитка
После вечерней молитвы принято читать «Свиток Эйха» и, если он написан на пергаменте по всем правилам, принято произносить благословение «… Который освятил нас заповедями и обязал читать свиток».
4. Сон
Принято уменьшать удовольствие от сна, изменяя привычный порядок: например, спать без подушки, без простыни и т.п.
5. Супружеские отношения
9-го Ава запрещены интимные отношения между супругами. Супругам желательно воздержаться от проявления знаков внимания интимного характера, таких, как легкомысленные беседы, поцелуи, объятия и т.п. Ночью 9-го Ава супругам не следует спать в одной кровати. Когда женщина должна идти в микву в ночь на 9-е ава, окунание переносится на ночь после поста. По истечении поста женщина должна тщательно искупаться, вымыть голову и окунуться в микву. Даже в те годы, когда 9-е Ава выпадает на субботу и пост переносится, все вышеперечисленные законы остаются в силе, несмотря на то, что шабат — не время скорби.
6. Умывание
9-го Ава запрещено умываться. При омовении рук утром и после туалета воду следует лить только на пальцы. Коэн, благословляющий народ во время минхи, а также те, кто по состоянию здоровья обязан есть хлеб, омывают кисти рук полностью, как обычно. Тот, кто испытывает страдания, если не умоется, может влажными после омовения руками протереть глаза и лицо, а если этого недостаточно, помыть лицо и глаза, как обычно.
7. Чистка зубов
Принято в этот день не чистить зубы, т.к. это создаёт приятное ощущение во рту, а также из-за опасения, что во время чистки зубов человек выпьет немного воды, что категорически запрещено делать в пост. Тот, кто испытывает страдание, если не почистит зубы, может сполоснуть рот или даже почистить зубы обычным способом, строго следя за тем, чтобы при этом не выпить ни капли воды.
8. Дезодорант и косметика
9 Ава запрещено пользоваться духами, кремами и косметикой
Разрешено пользоваться дезодорантом. Пользоваться духами, кремами и косметикой запрещено.
9. Порядок молитв 9-го Ава
Ашкеназские евреи в вечерней и утренней молитве не говорят вставки «Нахем» и «Анейну», а в минху говорят обе. Сефарды вставляют оба отрывка во все три молитвы 9-го ава. «Нахем» говорят в благословении о Иерусалиме, а если забыл сказать там, должен вставить его без упоминания имени Всевышнего в благословении о возвращении храмового служения, а если и там забыл — в конце молитвы, там где просят о том, чтобы Творец хранил уста от злых речений. Если в этом месте не сказал — нет больше возможности сказать эту вставку, но молиться заново из-за этого обязанности нет.
В утренней молитве также читают «Свиток Эйха», но уже без благословений. Принято до полудня сидеть на полу или на низких стульях и читать «Кинот» — «Плачи» по разрушенным святыням. Во время утренней молитвы не накладывают тфилин и не одевают талит гадоль. (В определённых местах молитвы «Шма» принято целовать нити цицит большого талита. В это утро большой талит не одевают, а нити малого талита не принято целовать вместо нити большого). 9-го Ава в утренней молитве не говорят «песнь дня», которую пели Левиты во времена Храма. Не говорят молитву «Авину малкену», в это утро коэны не благословляют народ, хазан также не читает благословение коэнов, не говорят «Таханун».
В минху — дневную молитву — накладывают тфилин и облачаются в талит гадоль (когда благословляют на большой талит, нужно иметь в виду, что благословение относится и к малому талиту, на который не благословили утром). В минху восполняют «песнь дня», затем говорят «счастливы пребывающие в доме Твоём», читают фрагменты из Торы, установленные для дней общественных постов, и Афтару — отрывки из Пророков. Как упоминалось выше, отрывок «Нахем» говорится в благословении об Иерусалиме, а вставка «Анейну» — в «Слышащем молитву». Как и во все общественные посты, говорят «Сим шалом», вместо «Шалом рав». Хазан говорит вставку «Анейну» между благословением о «Вызволении из изгнания» и благословением об «Излечении». В случае, если Минху молятся близко к заходу солнца, коэны благословляют общину так же, как они обычно делают это в Шахарит. Не говорят «Авину малкейну» и «Таханун».
10. Чтение «Псалмов царя Давида»
Тем, кто каждый день читает «Псалмы царя Давида», 9-го Ава желательно перенести их чтение как можно ближе к минхе.
- Приветствия
9-го Ава не принято приветствовать друг друга словом «Шалом». Однако сказать «Мазаль Тов», «здравствуйте», «до свидания», «привет», «пока», — не возбраняется. Ремонт, мытьё посуды и т.п. Принято не работать, не заниматься домашними делами, ремонтом до полудня 9-го ава, а если есть возможность, то в течение всего поста. Если есть вероятность появления неприятного запаха или насекомых, — разрешено помыть посуду, вынести мусор и т.д. - Приготовление пищи
Не следует готовить еду до полудня. Когда готовят после полудня, при мытье продуктов и посуды желательно не пользоваться горячей водой. - Курение
Запрещено курить. Тем, кому очень трудно воздержаться от курения, может покурить после полудня в укромном месте. - Благовония
Желательно в этот день не наслаждаться запахом благовоний. - Больные
Желательно, чтобы тот, кому по состоянию здоровья необходимо есть 9-го ава, ел продукты, которые не требуют «омовения рук», поскольку мытьё в этот день запрещено. Если всё же он ест хлеб, — обязан омыть полностью кисти рук. Тот, кто ест 9-го Ава хлеб, согласно некоторым мнениям в той части благословения после еды, где говорится об Иерусалиме, говорит вставку «Нахем». Того, кто по состоянию здоровья не мог поститься, разрешено во время утренней молитвы вызвать к Торе. С того момента, когда больной почувствовал себя хорошо и голодание больше не может ему повредить, он должен начать поститься. - По окончании поста
После окончания поста желательно сделать омовение рук как следует. После вечерней молитвы устраивать читать «Благословение луны», но до этого желательно переобуться и немного перекусить.