Песах завершился трапезой Машиаха

27 Нісана 5776 (5 Тра, 2016) | Новини, Свята

этоЕврейская традиция сохранила много обычаев, которые относятся к дням праздника Песах.

Один из них – “трапеза Машиаха”, праздничное застолье, которое принято устраивать в последний день пасхальной недели.
Более 150 человек пришли в синагогу “Бейт-Реувен” города Днепродзержинска, чтобы участвовать в “трапезе Машиаха”. По традиции трапезе предшествовала молитва Минха и чтение свитка Торы. Каждый прихожанин в течение праздника Песах получил АЛИЮ – возможность и честь выйти к Торе и прочитать ее отрывок.
Тора указала нам на первый и седьмой дни Песаха, как на праздничные, нерабочие дни. Но в диаспоре все праздники отмечаются не один день, как в Израиле, а два дня. Поэтому в Святой земле трапезу Машиаха устраивают на седьмой день Песаха, а за ее пределами – на восьмой. Как и во все предыдущие дни праздника Песах, всех, кто пришел в синагогу, встречал праздничный зал и накрытый стол с пасхальной трапезой, мацой и традиционными 4-я бокалами вина или виноградного сока.
В остальном же и в земле Обетованной, и в диаспоре данная трапеза проходит одинаково. Незадолго до исхода последнего дня пасхальной недели в синагоге накрывают стол, за который приглашаются все присутствующие: раввины, прихожане синагоги и просто люди, случайно зашедшие на огонек. Употреблять в пищу хамец – квасные продукты – еще нельзя, поэтому на столе мы обнаружим мацу и пасхальное вино. Каждый участник застолья должен выпить четыре бокала этого вина, подобно тому, как это делают в первые ночи праздника – на пасхальном Седере.
Как сказал  главный раввин Днепродзержинска Леви Ицхак Стамблер, этот обычай ввел основатель хасидизма рабби Исроэль Баал Шем Тов. Как сказано об этом в книге “Айом Йом”, в заключительный день Песаха Бешт проводил три трапезы. Последнее застолье он называл “трапезой Машиаха”, поскольку в этот день свет Машиаха сияет открыто. С 5666 (1906) года, благодаря усилиям Ребе Рашаба – пятого Любавичского Ребе, – этот обычай был повсеместно принят всеми любавичскими общинами.
Учитывая, что основная цель хасидизма – это приближение прихода Машиаха, понятно, почему руководители ХаБаДа уделяют такое внимание дню “открытого сияния света Машиаха”. Тем более, что это сияние проявляется в простых материальных процессах. Судите сами: если бы это было “уроком” или “концертом Машиаха”, то логично было бы предположить, что для восприятия его света нужны особые интеллектуальные или чувственные “инструменты” и “сосуды” души. Но Бешт установил именно трапезу, а это означает, что “сияние света” проникает не только в область мыслей и чувств, но и на уровень нашего физического тела. Не случайно, обычай устраивать трапезу Машиаха ввел именно основатель хасидизма. В одном из писем Баал Шем Тов описывает свою встречу с душой самого Машиаха, где на вопрос Бешта: “Господин, когда же ты придешь?” – тот ответил: “Когда источники твоего учения разольются наружу”. То есть когда учение хасидизма придет даже к тем, кто считает себя находящимися “снаружи” – вне святости. К тем, кто, казалось бы, не имеет никакого отношения к тому, что связано с Б-жественностью. Уже почти триста лет учение хасидизма распространяется по планете, находя ключи к сердцам наших соплеменников, которые еще вчера жили “снаружи”. Все больше сыновей и дочерей Израиля начинают отождествлять себя с еврейской религиозной общиной их города, начинают жить, соблюдая законы Торы.
Раввин Леви Стамблер приглашает всех начать трапезу с вкушения мацы – символа еврейского народа, его духовности и несгибаемости!
Участники трапезы произносят благословение и выпивают один за другим бокалы вина, произнося тосты о значении праздника Песах в их судьбе, судьбе еврейского народа. Так, Мойше Ицхак Трубник в дни Песаха поведал историю о том, как в его детстве  был заветный шкафчик на кухне, который всегда был заперт на ключ….И тайну его он смог понять лишь теперь, приходя в общину на Песах и посещая уроки программы “Колель-Тора”….Ведь в этом шкафчике хранилась Пасхальная посуда! И все советские годы его семья чтила традиции Песаха с такой строгостью, что даже хранила отдельно посуду на Песах!
Трапеза Машиаха в наши дни все более становится общепринятым еврейским обычаем. Самые разные люди собираются за одним столом на исходе Песаха. Однако когда праздник собирает за одним столом и уже видящих “свет Машиаха”, и пока еще не способных его ощутить – все мы становимся причастными к происходящему. И как результат – нам становится гораздо легче почувствовать свою связь с Машиахом и понять свою роль в приближении его прихода. Активными участниками праздника Песах были студенты израильских иешив Менахем, Яков и Шмуэль Стамблеры. А Яков Стамблер на трапезе Мошиаха рассказал очень интересную историю. От имени женщин участников праздника поздравила Эстер Хая Грабарник.
В этот день Лехаим за праздничным столом произносили моэль общины  Авраам Мильман, один из основателей общины Довид Тарнопольский, левит Наум Сигалов, настоящий цадик Залман-Эле Грамберг и другие. А журналист Леонид Бройтман сказал о том, что в нашей общине, как и принято в первый день, выпивать бокалы вина, облокотившись как короли, так и весь праздник прошел как для королей – с празднично накрытыми столами и душевной атмосферой.
И лишь когда закончился шаббат, фотокор общины смог сделать фото – праздник продолжался до полуночи традиционным фарбренгеном!

Трапеза Машиаха

Трапеза Машиаха

buttons