12-13 ТАМУЗА — 142 ГОДОВЩИНА СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РЕБЕ РАЯЦА

12 Тамуза 5782 (11 Лип, 2022) | Історія хасидизму, С, Свята

ЕВРЕИ ВСЕГО МИРА ОТМЕЧАЮТ 142-Ю ГОДОВЩИНУ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ШЕСТОГО ГЛАВЫ ДВИЖЕНИЯ ХАБАД (12 ТАМУЗА), И ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ – ГОДОВЩИНУ ЕГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ИЗ СОВЕТСКИХ ЗАСТЕНКОВ (13 ТАМУЗА).

В честь этих событий в еврейских общинах всего мира организуются особые мероприятия и фарбренгены.

Напомним, кратко, биографию Шестого Любавического Ребе Иосифа Ицхака Шнеерсона, известного также как Ребе Раяц.

Единственный сын Пятого Любавического Ребе Шолома Дов Бера Шнеерсона и его супруги, праведной Штерны Сары Шнеерсон, Иосиф Ицхак родился 12 тамуза 5640 года (1880 год по обычному календарю). С раннего возраста выполняет различные поручения отца, в 15 лет становится его личным секретарем, участвует в конференциях еврейских общин в Ковно и Вильно.
В семнадцатилетнем возрасте женится на Нехаме Дине Шнеерсон, дочери кишиневского раввина Авроома Шнеерсона, и вскоре после этого назначается своим отцом главой сети иешив «Томхей Тмимим».

В конце XIX начале XX века ведет активную общественную работу по организации еврейской общинной жизни: созданию фабрик для еврейских рабочих в городах и местечках Литвы и Польши, побуждает мировое общественное мнение оказать давление на Россию с целью остановить погромы, организует снабжение евреев в российской армии, воюющей с Японией, кошерным мясом, мацой и другими продуктами.

За свою общественную деятельность в период с 1902 по 1911 год четырежды арестовывается российскими властями.

Во время Первой мировой войны вместе с отцом переехал в Ростов-на-Дону. В 1920 после смерти отца занял пост Любавического Ребе. Возглавил борьбу за сохранение еврейской жизни в Советском Союзе. Параллельно с этим начал развивать деятельность ХаБаДа за границей. В 1921 открыта иешива «Томхей Тмимим» в Варшаве. Вынужден покинуть Ростов в результате доноса евсекции в ЧК. Поселяется в Петрограде и занимается распространением Торы и иудаизма, подготовкой раввинов, хедеров для детей, иешив, шойхетов, опытных преподавателей Торы, открытием микв; учреждает специальный комитет, в задачи которого входит обеспечение возможности рабочим соблюдать Субботу; основывает Агудат ХаБаД в США и Канаде. Ребе неоднократно получал угрозы в свой адрес от евсекции с требованием прекратить свою деятельность, однако угрозы на него не действовали.

Он успевает основать иешиву в Бухаре, но, в качестве мести за убийство советского представителя в Варшаве и высылки советских дипломатов из Англии, советская власть решает уничтожить еврейского лидера. Вот как описываются эти события в еврейских источниках: «Рабби Иосиф Ицхак Шнеерсон стал во главе Любавичского движения в 1920 году, и таким образом ему пришлось противостоять традиционной жестокости российских правителей, помноженной на бескомпромиссность коммунистической и атеистической идеологии и лакейское рвение «евсеков». В то время, когда считавшие себя «разумными» полагали единственно возможным путем для сохранения еврейских религиозных ценностей – уступки, отступление и приспособление, Рабби Иосиф Ицхак Шнеерсон выдвинул концепцию наступления еврейского духа. Он создавал новые еврейские учебные заведения, готовил новых преподавателей и наставников, организовывал еврейские учреждения, распространял Тору и заповеди всеми возможными и невозможными путями.

Кризис наступил в 1927 году, когда Ребе арестовали и приговорили к казни. Вскоре, однако, свершилось казавшееся невероятным – смертный приговор был заменен ссылкой на десять лет в Соловки. Но Провидению было угодно, чтобы произошло еще более невероятное – вскоре приговор был снова заменен, на сей раз – тремя годами ссылки в Кострому. Полоса чудес достигла апогея, когда 12 числа месяца Тамуз, через три с лишним недели после ареста, в день 47-летия Ребе, его окончательно освободили…».

После отъезда он поселяется в Риге, где организует иешиву, затем посещает Эрец Исраэль и Соединенные Штаты Америки, а в 1934 году переезжает в Варшаву. Через два года он переводит свою резиденцию и иешиву «Томхей Тмимим» в город Отвоцк и основывает всемирную организацию «Агудат ХаБаД».

С началом Второй Мировой Войны жизнь Ребе подвергается новой угрозе, однако через пол года после оккупации Польши нацистами, по ходатайству последователей в США и при помощи начальника службы немецкой военной разведки адмирала Вильгельма Канариса, Ребе смог через Германию выехать в Ригу, откуда через Швецию отплыл в Нью-Йорк.

В США он прибывает 9 числа второго месяца адар, затем он приобретает в Нью-Йоркском районе Бруклин дом, по адресу 770 Eastern Parkway. С этого времени этот дом стал центром движения Хабад, а 770 – одним из символов движения.

За десять лет работы в Нью-Йорке Иосиф Ицхак Шнеерсон основывает Центральную иешиву «Томхей Тмимим»; начинает публиковать журнал «а-Криа вэ а-Кдуша»; основывает «Маханэ Исраэль»; основывает иешиву «Томхей Тмимим» с подготовительными школами в Монреале (Канада); организует «Мерказ леиньяней Хинух»; основывает йешиву «Ахэй Тмимим» в Ньюарке (Нью-Джерси), Вустере (Массачусетс) и Питтсбурге (Пенсильвания); организует Любавичское издательство «Кеот»; организует Любавическую библиотеку «Оцар а-Хасидим»; организует общество «Нихоах» для собирания и публикации Хабадских мелодий; начинает публиковать журнал «Ковец Любавич»; организует общество «Бикур Холим»; организует центр помощи беженцам с филиалом в Париже; основывает общество «Эйдейну» для изучения Талмуда и «Шало» (религиозное образование для учеников государственных школ); прилагает усилия по улучшению духовного воспитания еврейских фермеров и других евреев, живущих в сельских районах Америки.

В 1948 году с провозглашением независимости государства Израиль основывает специальное хабадское поселение в районе Тель-Авива для беженцев из России, которое получает название Кфар-Хабад.

За несколько недель до своей кончины он разрабатывает программы просветительской деятельности и распространения Торы в Северной Америке. В результате был основан семинар для учителей, иешивы, хедеры для мальчиков и один – для девочек, под общим названием «Шатры Йосеф-Ицхак – Любавич».

Шестой Ребе покинул материальный мир 10 швата 5710 (1950 года). Ровно через год руководство еврейским народом принял на себя его зять Менахем-Мендл Шнеерсон, который с начала 20-х годов был его самым верным учеником и помощником.

buttons