Детские и юношеские годы. Формирование личности
Любавичский Ребе рабби Менахем-Мендл Шнеерсон родился 18 апреля 1902 года(11 Нисана 5662 г.) в Николаеве, в то время – небольшом городке на юге Украины. Его отец, рабби Леви-Ицхак Шнеерсон, выдающийся каббалист, знаток Торы и философии ХаБаД, человек трагической судьбы, был внуком Ребе Цемаха Цедека (по линии его старшего сына Баруха-Шалома). Именем великого предка он и назвал старшего сына. Мать, раббанит Хана, была дочерью рабби М. Ш. Яновского, раввина Николаева. В семье было еще двое младших сыновей – Дов-Бер и Исраэль-Арье-Лейб. Когда старшему сыну исполнилось 5 лет (по некоторым данным – 7 лет), семья переехала в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Рабби Леви-Ицхак был приглашен на пост главного раввина города и оставался им до дня своего ареста в 1939 году. В этом городе была крупная община хасидов ХаБаД, игравшая значительную роль в еврейской жизни юго-востока Украины. В Екатеринославе прошли детские и юношеские годы Ребе. Еврейское религиозное образование он получил под руководством отца. Благодаря матери рабби Менахем-Мендл приобрел знания в области светских наук: изучал математику, русский и французский языки. С детства, будучи необычайно одаренным и трудолюбивым ребенком, он настолько опережал своих сверстников, что родители забрали его из хедера и наняли частных преподавателей. Выпускные экзамены в Екатеринославской гимназии рабби Менахем-Мендл сдал экстерном. Свидетели детских и юношеских лет Ребе рассказывали о его удивительных математических способностях, о великолепном знании иностранных языков, но чаще всего – о поразительной углубленности в сложные проблемы иудаизма и философии ХаБаД. Но те же свидетели никогда не называют его мальчиком «не от мира сего». Он был разумным, общительным и жизнерадостным, но вместе с тем – серьезным и ответственным, за что пользовался среди сверстников авторитетом и уважением. (Известен рассказ о героическом поступке юного рабби Менахема-Мендла, который прыгнул в воду и спас тонувшего сверстника.) В возрасте Бар-мицвы его уже считали вундеркиндом, блестящим знатоком Торы. Подрастая, он все больше погружался в изучение тонкостей иудаизма.
Встреча, определившая судьбу
В 1923 году в Ростове-на-Дону рабби Менахем-Мендл Шнеерсон впервые встретился с лидером движения ХаБаД Ребе РаЯЦем. Эта встреча определила его дальнейшую судьбу. Молодой человек стал преданным учеником Великого Еврея, разделив с ним полную опасностей судьбу борца за сохранение еврейской религии. Он вошел в ближайшее окружение Любавичского Ребе, исполняя при нем различные обязанности.
В 1927 году рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон был арестован. Во время обыска, когда семья Ребе РаЯЦа была насильно заперта в одной из комнат, его дочь Хая-Мушка увидела в окно направлявшегося к ним рабби Менахема-Мендла. Она негромко крикнула: «Уходи, у нас гости!» Прямо от дома Ребе РаЯЦа рабби Менахем-Мендл поспешил к рабби Хаиму Либерману, личному секретарю рабби Йосефа-Ицхака, чтобы предупредить об опасности ареста. Необходимо было надежно спрятать или уничтожить хранившиеся у него документы. Риск был велик, чекисты могли устроить ловушку и в доме Либермана, однако рабби Менахему-Мендлу удалось их опередить (чекисты явились к секретарю несколько часов спустя). Рабби Менахем-Мендл ходил, что называется, по острию ножа. ОГПУ не пощадило бы молодого чернобородого «контрреволюционера»…
Отъезд из России. Свадьба. Учеба в берлинском университете
Вскоре под давлением мировой общественности рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон был освобожден и вместе с семьей и несколькими близкими ему людьми, в том числе и рабби Менахемом-Мендлом, уехал из Советского Союза.
14 Кислева 5689 (декабрь 1928 года ) в Варшаве состоялась свадьба рабби Менахема-Мендла и ребецн Хаи-Мушки (той самой, что, не испугавшись, предупредила жениха об опасности). Родители рабби Менахема-Мендла по понятным причинам не могли присутствовать на свадьбе сына, но они устроили свадебное торжество у себя дома. Жених и невеста не присутствовали на свадьбе физически, но это обстоятельство не помешало родителям, несмотря на боль и тоску разлуки, порадоваться за сына и пожелать молодоженам «Мазл Тов».
Рабби Леви-Ицхак написал письмо, благословляя сына и тщательно скрывая свою боль от того, что в такой день он разлучен со своим первенцем. «Из самых глубин сердца моего благословляю тебя, сынок мой, отрада моя, с женитьбой на Хае-Мушке. В добрый час. И пусть Б-г наших святых предков, благодаря заслугам которых мы действуем и живем, раскинет над вашим домом завесу покоя и благополучия, чтобы он стоял непоколебимо. Наслаждайся счастьем с любимой женщиной и в самом простом, и в самом глубоком смысле. Пусть заслуги вашего общего предка Ребе Цемаха-Цедека и его супруги, имена которых совпадают с именем твоим и твоей супруги, защищают вас всегда. Идя путем Торы и соблюдая ее заповеди, пусть жизнь ваша полна будет мира, спокойствия и любого добра, какое только можно послать. Пусть вы будете гордостью и украшением еврейского народа…Твой отец, который всегда с тобой, по-настоящему с тобой».
После свадьбы супруги перебрались в Берлин (1929 г.), где рабби Менахем-Мендл стал изучать естественные науки, философию и математику в Берлинском университете. В 1933 году, с приходом к власти фашистов, семья Шнеерсон была вынуждена покинуть Германию. Молодой раввин и его супруга уехали в Париж.
Рабби Лeви-Ицхак Шнеерсон, главный раввин Днепропетровска (Екатеринослава) в 1909 – 1 939 годах. (реб Лейвик – так с любовью называли его евреи), был одним из тех религиозных лидеров, которые продолжали свою деятельность в СССР при коммунистическом режиме, прикладывая огромные усилия для того, чтобы сохранить для евреев возможность вести еврейский образ жизни. Он – один из тех самоотверженных праведников, благодаря которым огонь еврейства не погас в самые темные десятилетия советской империи.
Парижский период жизни Ребе. Отъезд в США
Переехав в Париж, Ребе продолжил образование в самом знаменитом университете Франции – Сорбонне. Его интересы были разносторонни, и он слушал лекции по различным отраслям науки. Окончив университет, рабби Менахем-Мендл получил диплом судового инженера. (Позже ему пригодились полученные знания: в США Ребе некоторое время работал инженером на верфях военно-морского флота США.) Блестящие способности к точным наукам и широта интересов сделали рабби Менахема-Мендла универсальным специалистом; его эрудиция в электронике, гидродинамике, астрономии, биологии и многих других областях науки и техники всякий раз поражает тех, кто убежден в несовместимости высшего технического образования с верой в Б-га…
Углубленное изучение точных дисциплин не мешало молодому человеку быть Евреем. Главным его занятием были молитвы и религиозные исследования. Ребе РаЯЦ, поселившийся в Нью-Йорке, во многих случаях прибегал к консультациям зятя, в частности, по вопросам, связанным с изданием любавичских материалов. Как своему личному секретарю, он поручал рабби Менахему-Мендлу встречи со многими еврейскими лидерами Европы.
Начало II мировой войны застало рабби Менахема-Мендла в Париже – он и его жена не сумели вовремя уехать из Франции. 14 июня 1940 года войска нацистской Германии вошли в столицу. Ребе удалось покинуть Париж на одном из последних поездов. Подвергаясь большой опасности, семье удалось добраться до г. Виши в центре страны, а спустя несколько месяцев переехать на юг – в Ниццу. Об этом периоде жизни Ребе хасиды рассказывают удивительные истории, повествующие о его личном героизме и мужестве, о верности заповедям Торы, несмотря на опасность для жизни. Ребецн Хая-Мушка вспоминала, что в те страшные и трагические дни рабби Менахем-Мендл, проявляя самоотверженную заботу о других и строго соблюдая еврейский Закон, личным примером доказал, что вера в Б-га и соблюдение заповедей Торы укрепляют дух человека и дают ему силы для преодоления любых препятствий.
12 июня 1941 года корабль «Sopro Pinto» с семьей Шнеерсон на борту направился из лиссабонского порта к берегам Америки.
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон – ближайший соратник Ребе РаЯЦа
Они прибыли в США 23 июня 1941 года. С тех пор рабби Менахем-Мендл постоянно жил в Нью-Йорке. Он покинул Америку только один раз, в 1947 году, для поездки в Париж, чтобы встретить мать – раббанит Хану, которой удалось вместе с группой хасидов выехать из Советского Союза. Отца рабби Менахем-Мендл так и не увидел. Рабби Леви-Ицхак скончался в ссылке в 1944 году. Его арестовали в 1939 году и после изнурительных допросов сослали в далекий Казахстан. Но даже в ссылке, лишенный книг и собственных рукописей, рабби Леви-Ицхак Шнеерсон продолжал заниматься Учением. Многие его работы погибли, но чудом уцелели комментарии к книгам «Тания» и «Зоар». Годы спустя эти труды удалось переправить в Соединенные Штаты, где они были изданы великим сыном великого мудреца.
Приехав в Америку, рабби Менахем-Мендл с головой окунулся в работу. Став одним из ближайших соратников Ребе РаЯЦа, он выполнял многочисленные поручения Любавичского цадика. Великий Еврей хорошо знал своего зятя – его скромность и склонность оставаться в тени, его погруженность в науку. Но одновременно он знал и ценил его убежденность и веру, энергию, глубокое знание Торы и хасидизма, дар оратора, талант писателя и способности выдающегося организатора. «Все евреи ответственны друг за друга», – сказал Ребе РаЯЦ, и рабби Менахем-Мендл стал одним из активнейших деятелей движения.
Рабби Йосеф-Ицхак возложил на зятя руководство образовательной системой Любавичского движения, книгопечатанием и системой социальной помощи. Так, в 1944 году рабби Менахем-Мендл возглавил издательство «Кеат», публиковавшее основные хасидские труды, в особенности литературу ХаБаД. Это издательство под руководством рабби Менахема-Мендла стало самым крупным еврейским издательством в мире. Каждая изданная книга снабжена практическим руководством к ее изучению. Вступления, комментарии и разъяснения, написанные рабби Менахемом-Мендлом, свидетельствуют о его широкой эрудиции в области хасидизма и каббалы.
В 1946 году рабби Менахем-Мендл возглавил «Мерказ леИньяней Хинух» («Центр по вопросам образования»), занимавшийся созданием во всем мире системы йешив, еврейских школ, где дети воспитывались бы в духе ценностей Торы и учения ХаБаД. Интерес родителей к еврейским школам превзошел все ожидания: их открывали по всей стране, и каждой школе нужны были хорошие преподаватели. В конце концов, понадобилась еще одна школа – для подготовки педагогов. Не меньшим успехом пользовались также летние лагеря для детей и молодежи, где отдыхали, одновременно познавая идишкайт, тысячи ребят.
Кроме того, рабби Менахем-Мендл возглавил благотворительную организацию «Махане Исраэль», которая занималась вопросами оказания социальной помощи тем, кто в ней остро нуждался.
Ребе РаЯЦ оставил этот мир 10 Швата 5710 года (январь 1950 г.). Рабби Менахем-Мендл был его очевидным преемником, но возглавить Любавичское движение официально он согласился лишь год спустя. 10 Швата 5711 года (17 января 1951 г.) на фарбренгене Ребе прочитал свой первый маамар, восторженно встреченный хасидами. Принимая на себя титул Ребе, он говорил членам Любавичского движения, что будет добросовестно осуществлять руководство общиной, но каждый мужчина и каждая женщина, в конечном счете, должны сами отвечать за свои действия, за то, идут ли они путем, указанным Б-гом.
В последующие 44 года Ребе приложил огромные усилия для того, чтобы ХаБаД из небольшой организации, большинство членов которой погибли во время Катастрофы, превратился в движение, объединившее свыше 200 тысяч последователей во всем мире.
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон – РОШ БНЕЙ ИСРАЭЛЬ
Возглавив Любавичское движение, Ребе продолжил начатое дело: предпринял энергичные меры по открытию просветительских центров для дальнейшего распространения еврейских знаний, приступил к созданию новых программ социальной и гуманитарной помощи, без различия вероисповедания людей и их происхождения. Ребе был инициатором создания сотен еврейских учебных заведений, общин, строительства синагог, микв и т. п. Именно при нем Любавичское движение вышло за пределы Европы, Америки и Израиля и распространилось на еврейские общины Северной Африки, Австралии и других регионов. Начало этому было положено в 50-е годы путем создания сети еврейских религиозных школ «Оалей Йосеф-Ицхак» в Марокко и Тунисе (по программе, разработанной Ребе РаЯЦем). Издательство «Кеат» под руководством Ребе выпускало книги, брошюры, журналы для различных возрастных групп на иврите, идиш, английском, французском, русском, арабском, немецком и турецком языках. В 1952 году по инициативе Ребе была создана организация «Цеирей Агудат ХаБаД» (Молодежное объединение ХаБаД), ставшая наиболее активной в движении ХаБаД. В разных странах открывались йешивы, где молодые ассимилированные евреи, отлученные по разным обстоятельствам от иудаизма, возвращались в мир Торы и еврейских ценностей. Для молодежи издавались книги, которые являются золотым фондом еврейской литературы. Большой популярностью и сегодня пользуется созданный по инициативе Ребе ежемесячный журнал «Сихот леНоар» («Беседы с молодыми»), который издается на восьми языках. Много изданий было адресовано детям: для школьников издательство «Кеат» выпустило учебную литературу о еврейских традициях и праздниках.
В эти же годы начала действовать созданная Ребе женская Любавичская организация – «Агудат Нешей уВнот ХаБаД». Ребе обратился к еврейским женщинам, указав на их уникальную роль в воспитании подрастающего поколения, в создании настоящего еврейского дома, в сохранении и передаче законов и традиций еврейской морали и этики.
В 1967 году, накануне Шестидневной войны, Ребе организовал кампанию за выполнение нерелигиозными евреями заповеди о тфиллин. Затем было провозглашено еще много аналогичных акций по привлечению каждого еврея к исполнению тех или иных заповедей. Цель проведения таких мероприятий заключалась в приближении тысяч и тысяч евреев, живущих в разных странах мира, к Торе и еврейскому образу жизни, чтобы они, находясь друг от друга на огромном расстоянии, почувствовали себя единым народом – Народом Израиля. Самые известные мероприятия получили название «Десять кампаний Ребе»:
Тфиллин;
Мезуза;
Изучение Торы;
Цдака;
Дом, полный еврейских книг;
Субботние свечи;
Кашрут;
Чистота семейной жизни;
Аават Исраэль;
Еврейское воспитание.
Для реализации этой высокой цели Ребе во все концы земли разослал своих посланцев-шлихим, поручив им создание центров ХаБаД-Любавич. Так в больших и малых городах разных стран мира стали появляться синагоги, благотворительные организации и общинные центры, еврейские школы и детские сады. Сейчас в 35 странах мира шести континентов действуют более 2000 таких центров. Значительную материальную помощь и финансовую поддержку этим центрам оказывали и оказывают люди, которым не безразлична судьба еврейского народа. Следуя законам Торы и указаниям Ребе, они много энергии и сил отдают делу благотворительности и милосердия. Так, благотворительный фонд «Ор Авнер финансирует практически все проекты, связанные с еврейским образованием. Под эгидой фонда действуют десятки еврейских общеобразовательных школ и детских садов, открыты педагогические колледжи, издается огромное количество учебной и религиозной литературы, проводятся обучающие семинары для преподавателей системы учебных заведений «Ор Авнер».
В 1980 году Ребе организовал «Детскую армию Машиаха» – «Цивот аШем». Понимая, что в каждом ребенке заложен огромный потенциал, Ребе считал, что его необходимо направить в нужное русло. Его «войско» с огромным энтузиазмом воспринимало «приказы» своего Главнокомандующего как руководство к жизни.
День Ребе был расписан по минутам, каждая из которых была наполнена огромной любовью и состраданием к людям. Рабби Менахем-Мендл каждый день на йехидут принимал непрерывный поток посетителей, искавших ответа на религиозные, общественно-политические и личные вопросы. За советом и благословением к нему обращались ведущие политические и религиозные деятели, представители крупного бизнеса. Но Ребе никогда не делал различия между представителями элиты и простыми людьми. Для него каждый еврей, невзирая на статус, был драгоценным «бриллиантом», и эти драгоценности Ребе любил и никогда не уставал «пересчитывать».
Ребе не ограничивал себя и своих последователей помощью лишь тем евреям, которые решили за ней обратиться. Ребе велел нам выходить на улицы, даже в непогоду, чтобы помочь каждому еврею раскрыть свою связь с Творцом и подготовить мир к приходу Машиаха.
Ребе завоевывал сердца, и люди потянулись к нему. Сначала у Ребе была возможность уделить Щ дому хотя бы несколько минут в своем кабинете, но потом, когда всемирный центр ХаБаД в Нью-Йорке захлестнули многотысячные потоки, началась другая форма общения. Каждое воскресенье, 8 – 10 часов подряд, Ребе стоял, облокотившись о конторку, и раздавал глазами – ободрения, словами – благословения, руками – доллары. Эти доллары, полученные от Ребе, кочуют по миру и сейчас, принося людям удачу и надежду на лучшее. Эти доллары не имеют цены. Разве благословение Ребе можно измерить деньгами?
Кроме того, Ребе ежедневно получал огромную корреспонденцию. Ему писали те, кто не мог принять участия в йехидут, а совет, помощь и поддержка были срочно необходимы. Ни одно письмо, полученное Ребе, не осталось без ответа.
С 1986 года каждое воскресенье он принимал тысячи посетителей и с целью поощрения благотворительности вручал людям долларовые банкноты. Люди хранят эти доллары в память об этой встрече и в доказательство того, как она повлияла на их судьбу.
10 февраля 1988 года (22 Швата 5748 г.) Ребе постигла тяжелая утрата – покинула этот мир Ребецн Хая-Мушка, его верная спутница. Все силы своей души она отдавала служению Вс-вышнему. Ребецн была доброй и чуткой по отношению к людям, стремилась помочь всем и для каждого находила нужные слова. Оставаясь в тени, она все свои силы и любовь отдавала супругу и тем высоким целям, которые он воплощал в жизнь. Имя этой замечательной женщины получили в дар сотни тысяч еврейских девочек. В ее честь открыты и названы ее именем образовательные, благотворительные и общественные еврейские организации.
Несмотря на огромную загруженность, рабби Менахем-Мендл в течение всей жизни много времени посвящал Учению и развитию философии ХаБаД. Он является автором нескольких тысяч работ (в основном, статей) по вопросам еврейской религиозной философии, каббалы, алахи. Ему принадлежат толкования к Талмуду и еженедельным разделам Торы. А сборник «аЙом-Йом»», содержащий хасидские изречения на каждый день года, стал настоящим бестселлером и является настольной книгой для каждого хасида и для всех тех, кто только начинает свой путь в мир духовности, к Свету Торы.
Несмотря на преклонные годы, Ребе продолжал активно работать: руководил движением, принимал людей, участвовал в собраниях и фарбренгенах, встречал людей и одаривал благословением и долларом. Но состояние его здоровья ухудшилось. В феврале 1992 года Ребе тяжело заболел. Он не мог больше двигаться и разговаривать… 12 июня 1994 года (3 Таммуза 5754 г.) душа Великого Праведника возвратилась к своему Создателю.
Заключение
Любавичский Ребе рабби Менахем-Мендл Шнеерсон осуществил то, что задумали его предшественники: движение ХаБаД стало поистине всемирным. Сегодня можно встретить любавичского хасида и во Франции, и в глухой деревушке Туниса, в Китае и в Индии, в Австралии, Бразилии, Южной Корее… «И не заходит солнце» над Любавичским движением. Сегодня нет на Земле такого места, где бы не было известно название маленького городка Любавич, находящегося в России на территории нынешней Смоленской области. Представители движения ХаБаД, посланцы Ребе, несут свет Торы во все уголки земного шара: в Москву и Киев, в Саратов и Ригу, в Бангкок и Сингапур, в Мельбурн и Дели, в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, в Цфат и Хеврон, в Лос-Анджелес и Берлин…
Свет ХаБаД ярко освещает страны – бывшие республики СССР, находившиеся ранее под властью тоталитаризма. Внимание Любавичского Ребе к делам и заботам «советских» евреев, переживших коммунистический режим, трудно переоценить. На протяжении десятков лет, в годы глухого «железного занавеса», работа Ребе была единственным звеном, соединявшим «еврейство молчания» с окружающим свободным миром. Ребе, сам прекрасно говорящий по-русски, в мельчайших деталях знал обстановку в СССР и живо интересовался подробностями того, что происходило в этой стране. И Ребе всегда знал: Свет Торы рассеет мрак безверия, унижения и насилия, проникнет в каждый еврейский дом и согреет каждое еврейское сердце.