Некоторые люди, как бульдозеры. Они сворачивают горы, завоевывают страны, добиваются невозможного.
Но когда нет гор, на которые нужно взбираться, они теряются. Рутина, текучка и повседневность – это не их сильные стороны. Их душа откликается на трудности и волнения, а не на скуку и монотонность повседневного однообразия.
Название главы Торы “Цав” означает “прикажи”. С этого слова начинается обращение Б-га к Моше по поводу наставления коэнов (священнослужителей) о законах принесения жертв в Святилище. Раши обращает внимание, что это слово – в отличие от более привычного “скажи” – обычно используется при наставлениях, требующих особого усердия при исполнении. Это вещи, которые должны быть исполнены “немедленно и всегда”.
Разве Б-г сомневался в преданности Аарона и его сыновей? Разве не было очевидным, что они сделают все, что им повелят в отношении священнослужения? В конце концов они были самыми святыми и преданными людьми. Разве было о чем беспокоиться? Зачем использовать слово, подразумевающее такую срочность и беспрекословность?
Раши объясняет, что это говорит не только о безотлагательности, но и о том, что служение должно непременно и неизменно продолжаться из поколения в поколение. Одно дело быть преданным и радостным сразу по получении заповеди, когда все вновинку, но что произойдет в будущем? Останется ли потом та же преданность, или энтузиазм улетучится?
На спортивной арене мы часто видим атлетов и целые команды, великолепно стартующие, но потом сдающие свои позиции, не достигнув финиша. А другие лидируют на протяжении всего соревнования, но “сдуваются” в самом конце. Нельзя достичь величия хаотичными вспышками энергии. Лишь сосредоточенность и последовательность позволяют нам дойти до финальной минуты матча.
Также и в жизни. Люди в Голливуде с потрясающей легкостью женятся друг на друге. Но сколько из них остаются женатыми? И в иудаизме точно так же. Многие евреи великолепны в Йом-Кипур. Но что происходит в течение всего остального года? У многих бывают моменты вдохновения, но затем оно сходит на нет.
Один человек пришел в синагогу, чтобы прочитать каддиш (поминальную молитву) в память об одном из родителей, но к сожалению, миньян (кворум из 10 мужчин, необходимый для прочтения некоторых молитв) не набирался. Тот очень разозлился, что не смог прочитать молитву. Тогда один из присутствующих без особого сочувствия сказал ему: “А где же ты был вчера, когда кому-то другому нужно было прочитать каддиш, а миньян не набрался?”. Многие люди стараются прийти на молитву в годовщину смерти своих родителей, но воздерживаются от этого в “обычные” дни.
Царь Давид в 24 псалме вопрошает: “Кто взойдет на гору Б-га, кто устоит на святом месте Его?”. Одно дело забраться на гору, а совсем другое суметь удержаться на вершине. Есть выдающиеся новаторы, страдающие от рутинности программ, которые они же сами и инициировали. В идеальном мире первопроходцы задавали бы почин, а обычные люди занимались бы рутиной. Но это не всегда так работает. Мы не можем позволить себе роскошь сосредоточиться только на тех сторонах жизни, которые нам приятны и вдохновляют нас. Гораздо чаще жизнь однообразна. Моменты вдохновения и открытий редки. Прокладывать новые пути – это отнюдь не повседневный опыт. И наши творческие инициативы требуют длительной и постоянной текущей заботы, иначе они провалятся.
Повеление для коэнов доносится через века и до нас. Если это важно – сделай это сейчас. Если это свято – продолжай делать это всегда.
(по материалам сайта ru.chabad.org)