Современная психология различает два основных стиля человеческого мышления – позитивный и негативный. Позитивное мышление исходит из представления о том, что нет нерешаемых проблем. Есть проблемы нерешенные, и позитивно мыслящий человек думает над тем, каким образом их решать. Негативное мышление, в свою очередь, базируется на негласном постулате, что «все плохо» и ничего с этим не поделаешь. Есть даже такой афоризм: позитивно мыслящий человек ищет способы решить проблему, а негативно мыслящий ищет доводы, почему эту проблему решить невозможно.
В каждом человеке заложены возможности как позитивного мышления, так и негативного. Выбор зависит от многих факторов – начиная от полученного образования и воспитания и кончая эмоциональным состоянием в конкретный момент. Мы, евреи, традиционно считаем себя склонными к негативному мышлению: на этот счет у нас есть множество анекдотов – про «радость худших вариантов», про еврейскую маму, волнующуюся за ребенка по поводу и без повода, про сына, отправляющего домой телеграмму: «Можете начинать беспокоиться, подробности письмом»…
Вероятно, эта повышенная возбудимость, склонность преувеличивать грозящие опасности являются частью нашей национальной ментальности. Кстати, она прекрасно уживается с традиционным еврейским оптимизмом. На этот счет тоже есть анекдот о еврее-оптимисте, вечно ходившем с похоронным видом: когда его спросили, как это объяснить, он ответил вопросом: «А вы думаете, легко быть оптимистом?»
Однако вера в Б‑га дает человеку настрой именно на позитивное мышление. В конце прошлого года были опубликованы данные американских социологов, которые с цифрами в руках доказали, что верующие люди лучше переживают экономический кризис. Авторы доклада считают: религия помогает сохранять психологическую устойчивость перед лицом испытаний. Верующий человек знает, что все проблемы преодолимы с Б‑жьей помощью – и поэтому никогда не отчаивается.
Яркий пример позитивного мышления преподал нам Алтер Ребе. Рассказывают, однажды ему пришлось уехать из дома, и в его отсутствие еженедельную главу Торы читал кто-то из его учеников. Это был раздел «Ки таво», где перечисляются проклятия на еврейский народ, если он отступится от Торы. Двенадцатилетний сын Алтер Ребе, вернувшись из синагоги, был так потрясен, что заболел, и даже неясно было, сможет ли он держать пост в Йом Кипур. «Почему ты именно сейчас так огорчился, ведь ты уже не раз слышал этот раздел Торы?» – спросили его. «Да, но прежде его читал отец, а в его голосе я не слышал проклятий», – отвечал ребенок.
Верующие знают, что проблемы человек создает себе сам. В какой-то момент люди поступали неправильно, допускали ошибки, совершали грехи – и в результате оказались в тяжелой жизненной ситуации. Чтобы выбраться из подобной ситуации, решить свои проблемы, приходится действовать. А чтобы действовать – нужно прежде всего мыслить позитивно. Бааль-Шем-Тов учит: «Там, где находится мысль человека, там и он сам».
Для верующего человека мысль вещественна, она способна изменить мир. Точно так же мысль способна изменить отношения между людьми.
Когда к третьему Ребе, Цемах Цедеку, приходили евреи и начинали жаловаться на болезни, на бедность, на проблемы в семье, Ребе всем давал совет на идише: «Трахт гут вэт зайн гут». То есть думай хорошо, и все будет хорошо. Это наиболее яркое проявление позитивного мышления: надо не жаловаться и не стенать по поводу «плохой жизни», а смотреть на жизнь как на вещь изначально прекрасную, на возникающие же трудности и проблемы – как на поддающиеся решению.
В настрое на позитивное мышление важная роль принадлежит молитве. Когда человек молится – он просит Б‑га о помощи в решении проблем, то есть заранее признает, что любая проблема может быть решена с Б‑жьей помощью.
Классический пример мы видим в Мегилат Эстер. В какой-то момент из-за происков злодея Амана евреи оказались под угрозой полного истребления. Казалось бы, все обстоятельства складывались в пользу негативного мышления, выход не просматривался. Что же сделали евреи? Весь народ начал молиться. Евреи просили Б‑га о помощи и одновременно получали мощный заряд позитивного мышления, настрой решить проблему. Вплоть до того, что Мордехай в это время учил детей законам о Храме – он был уверен не только в том, что народ будет спасен, но и в последующем возвращении в Страну Израиля! И тогда Б‑г предоставил Эстер возможность разоблачить Амана, сорвать его планы и спасти евреев.
Мы видим, что слова третьего Ребе – «думай хорошо и все будет хорошо» – приобретают дополнительный оттенок смысла: «Думай о том, чтобы сделать хорошо – и с Б‑жьей помощью все будет хорошо».
Берл Лазар