Последняя глава Торы “Вэзот-Абраха” перечисляет благословения, которые Моше дал каждому из двенадцати колен Израиля перед своей кончиной.
Вторя благословениям, которые Яков дал своим сыновьям пять поколений тому назад, Моше наделяет каждое из колен своей индивидуальной ролью внутри общности народа Израиля.
Затем в этой главе говорится о том, что Моше поднялся на гору Нево, с вершины которой он увидел Землю Обетованную. “И умер там Моше, раб Б-жий, в земле Моавитской, по слову Б-га… И никто не знает места погребения его до сего дня”. Тора завершается словами: “И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Б-г знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам… и по руке сильной, и по каждому диву великому, что совершил Моше пред глазами всего Израиля.
Везот аБраха: радость за потраченные усилия
(из бесед Любавичского Ребе на сайте chassidus.ru)
Последний день праздника Суккот называется Симхат-Тора потому, что в этот день читают последнюю главу Торы «Везот аБраха», завершая годичный цикл изучения Торы. Казалось бы, если устраивать праздник в честь Торы, не уместнее ли было бы провести его в Шавуот, когда Тора была дарована еврейскому народу? И, вероятно, тогда же начинать и заканчивать изучение Торы?
Хасидизм же учит, что именно в Симхат-Тору мы веселимся, заканчивая годичный цикл изучения Торы, потому что этот праздник должен быть связан с днем дарования вторых скрижалей Завета взамен первых, разбитых раздосадованным Моше. Вторые скрижали, как мы знаем, были дарованы евреям в Йом-Кипур.
Разница между праздниками Шавуот и Симхат -Тора заключается в том, что в Шавуот Тора была дана евреям как подарок Небес. В Симхат -Тору мы радуемся тому, что целый год прилагали усилия для изучения дарованной Вс-вышним Торы. Полученное бесплатно не может вызывать истинную радость. Сказано, что хлеб, который человеку был подарен, называемый «хлебом милосердия», именуется также «позорным хлебом» и от него человек не может получить настоящего удовольствия. Только заработанный в поте своем хлеб приносит человеку истинную радость. Симхат-Тора, символизирующая наши усилия, благодаря которым Тора стала принадлежать нам по-настоящему, и есть подлинная радость Торы, уже и нашей, не только Б-жественной.
Эта принципиальная разница заложена уже и в самих скрижалях. О первых сказано, что они были «делом Б-жьим» и «письмом Б-жьим», вторые же, являясь «письмом Б-жьим», были сделаны Моше.
И еще об отличии праздника Шавуот от Йом-Кипура, дня, когда были дарованы вторые скрижали. Во время первого дарования евреи находились на уровне праведников, стоявших «как один человек с одним сердцем» у горы Синай. Во второй раз евреи находились на уровне раскаявшихся, вернувшихся к Б-гу детей, совершивших грех поклонения золотому тельцу. Возвращение к Творцу доставило евреям большую радость, потому что близость после разлуки и есть причина для настоящего веселья.