Основы хасидизма как учения

18 Сивана 5775 (5 Чер, 2015) | Історія хасидизму, Новини, Хасидут

Философия хасидизма (Хасидут)

Еврейский мир, погруженный во мрак духовного обморока, нуждался в Любви и Свете. Хасидизм  вдохнул в еврейский народ новую жизненную энергию, вселил в каждого еврея надежду, вновь открыл для него свет Торы. Каждый еврей получил возможность понять сущность Б-жественного и поверить, что он, вне зависимости от учености и общественного статуса, дорог Всевышнему как единственный  любимый сын.

Хасидизм не был каким-то нововведением, он лишь открыл тайные глубины Торы – идеи ранее скрывавшиеся, но существовавшие всегда, с момента Дарования Торы на горе Синай.

Хасидут – отдельный раздел в изучении Торы, который, уходит корнями в каббалу и объясняет тайный смысл, духовную сущность каждой заповеди и каждого проявления человеческой жизни. Основы философии хасидизма были заложены в наставлениях рабби Исраэля Баал-Шем-Това. Ученики продолжили его дело, распространяя идеи хасидизма и развивая его как особое философское направление в иудаизме.

Хасидский взгляд на мир направлен на личное совершенствование и исправление мира, необходимое для прихода Машиаха. Каждый еврей должен изучать хасидут так же, как он изучает ТаНаХ. Наиболее значительным является философское учение хасидов ХаБаД, основы которого изложены в «Тании», главном труде рабби Шнеура-Залмана из Ляд, Алтер Ребе.

Основные принципы хасидут

Все, что есть на свете, исходит от Б-га (Ашгаха Пратит). Никакое событие, большое или малое, не может быть случайным. У каждого человека и даже вещи есть свое особое предназначение. Известный хасидский рассказ хорошо иллюстрирует это утверждение. Маленький листочек упал с дерева и кружился на ветру. Казалось, что случайно, но это было не так. Этот листок предназначался для маленького насекомого, которое страдало от лучей солнца. Б-г послал этот листочек, чтобы укрыть насекомое и облегчить его страдания. Если Б-г заботится так о насекомом, то как же Он будет заботиться о еврее!

Каждый еврей любим и ценим Б-гом. Не имеет значения, является ли он знатоком Торы или простым человеком, который произносит слова молитвы, не понимая смысла. В каждом еврее заложена искра Б-жья, и поэтому любое служение Б-гу, если в основе его лежат вера и искренность, принимается Б-гом и ценимо Им. Данный принцип также виден на примере хасидского рассказа. Однажды в Йом-Киппур в синагогу пришел мальчик-сирота, чтобы молиться вместе со всеми евреями. Этот ребенок, не получивший еврейского воспитания не по своей вине, не знал ни одной молитвы и даже не умел читать. Но, увидев, как все евреи молятся, он тоже захотел выразить свои чувства Всевышнему. Что же он сделал? Зная, что в их селе петух считается очень важной птицей, он решил, что, прокукарекав, подчеркнет важность происходящего. И он закукарекал! Все, испугавшись такого неуважения к святому дню и синагоге, начали его ругать. Но Баал-Шем-Тов остановил их и объяснил, что именно этот мальчик, не зная слов молитвы, смог своей искренностью разрушить все преграды, разделявшие Б-га и евреев. И в заслугу за его искренность Б-г занес всех евреев общины в Книгу Жизни, простил их грехи.

Радость. Царь Давид сказал:

«Служите Всевышнему в радости, приходите к Нему с песней.
Знайте, что Всевышний – Б-г, Он сотворил нас, мы Его народ, паства Его».

Мы – дети Творца. Он нас любит и оберегает. Б-г с нами даже тогда, когда нам кажется, что мы несчастны и одиноки. Осознание таких привилегий вселяет в еврея чувство радости. Само присутствие в мире Творца наполняет мир радостью. Даже в тяжелые времена человек должен найти в себе силы радоваться тому, что он еврей, и эта радость рассеет для него тяготы материального мира.

Служение Б-гу. Кажется, что служить Б-гу можно только молитвой, изучением Торы и выполнением заповедей, однако этого не вполне достаточно. Служение Б-гу должно пронизывать всю еврейскую жизнь – каждую секунду, каждое мгновенье. Все, что есть в жизни, должно быть предназначено для того, чтобы человек смог все свои силы направить на служение Творцу.

Цаддик. Во главе группы хасидов, называемой двором, стоит Ребе – великий праведник, цаддик. Он не только Учитель, большой знаток Торы, выдающаяся личность. Ребе – лидер, несущий ответственность за тех людей, которые ему доверяют и следуют его учению. Он их направляет, дает советы в духовной и личной жизни, одобряет или порицает за соответствующее поведение. И, самое главное, он это делает с большой любовью. Ребе – посредник между Небесами и Израилем, связующееу звено между Б-гом и евреем. И когда хасид следует за своим Ребе, который молится за него и заботиться о нем, он связан с Б-гом.

Ожидание Машиаха. Важно отметить, что одна из основ нашей веры гласит:

«Я верю полной верой в приход Машиаха, и хотя он задерживается, я все же каждый день буду ждать его»
(РаМБаМ. «Тринадцать принципов Веры»).

Изучение Торы, исполнение ее заповедей, любовь к каждому еврею, добрые дела – все действия хасида направлены на исправление мира и необходимы для того, чтобы приблизить приход Машиаха.

Любавичский Ребе рабби Менахем-Мендл Шнеерсон писал:

С приходом Машиаха связаны события, которые должны совершенно изменить не только положение нашего народа (освобождение народа из изгнания, всеобщее достижение мудрости, постижение Творца), но и облик всего мира
Хасидизм – это подготовительная стадия прихода Машиаха… а приход Машиаха – вознаграждение хасидизма

Обычаи хасидов

У хасидов есть особые, лишь им присущие, обычаи. Эти правила жизни (а их великое множество) сопровождают хасида как в материальной, так и в духовной жизни. Вот лишь некоторые из них:

Итваадут (на идиш – фарбренген). Так называется собрание евреев в Шаббат или памятные дни. На этих собраниях евреи слушают отрывок из Торы, который объясняет сам Ребе или другой уважаемый знаток Торы. Хасиды беседуют, помогают друг другу советом и ободряют в духовной работе.

В одном из писем, обращенном к хасидам, Шестой Любавичский  Ребе РаЯЦ писал:

Я уже говорил о той огромной пользе, которую приносят хасидские фарбренгены, и о результатах этих встреч как в материальном, так и в духовном отношении

Нигуним. У хасидов есть своя музыкальная культура, особенностью которой являются нигуним (нигун – напев, мелодия). Это вдохновенные напевы без слов – веселые или грустные, зажигательные или нежные.

Основоположник хасидского движения ХаБаД рабби Шнеур-Залман из Ляд учил:

Если слова – это инструмент сердца, то музыка – инструмент души. В то время, как слова несут свет из верхних миров в нижние миры до умов мудрецов и уст пророков, чтобы запечатлеть их в человеческих сердцах, музыка поднимает душу вверх, чтобы она растворилась в бесконечном царстве Б-жественного Света.

Таким образом, воздействие слов на человека имеет ограничения, музыка же безгранична.

Не даром Ребе РаЯЦ говорил, что «нигун распахивает окна души». Концентрация эмоций в этом небольшом напеве достигает предела. Они трогают душу и заставляют человека задуматься о цели его существования в этом мире. Музыка становится еще одним, очень важным и, наверное, самым сокровенным средством общения хасида с Б-гом. Каждый из нигуним имеет свое особое качество, свою силу и служит своей определенной духовной цели в музыкальной «беседе» между евреем и Б-гом. Хасиды бережно хранят свои напевы и передают их из поколения в поколение.

О силе воздействия музыки как одного из способов служения Б-гу пишет р. Матитьяу Глазерсон в книге «Каббала и музыка». Он указывает, что буквы в слове нигун (нун, гимель, нун) являются также начальными буквами слов нефеш (душа), гуф (тело) и нешама («душа» высшего порядка), что свидетельствует о воздействии, которое нигун оказывает на три аспекта человеческого существа.

buttons