Полезно знать: одна причина, которая (возможно) приводит Вас к неудачам в жизни

29 Адара I 5776 (8 Бер, 2016) | Новини, Пізнавально

Стоит себе молодой человек и строит планы: «Я хочу, я планирую, я готов это осуществить». Этот человек обладает навыками, способностями, и, безусловно, может реализовать все то, что хочет и собирается сделать. Спустя годы случайно встречаем этого человека– постаревшего, приземленного и слегка «потертого» – оставшегося примерно на том же месте, что и был много лет назад. Ничего из того, что он намеревался сделать, не воплотилось в жизнь и не принесло плодов.
                                                Эвэн-Исраэль (Штейнзальц)

Раввин Эвэн-Исраэль (Штейнзальц), Адин (род. 1937, Иерусалим) — выдающийся ученый, переводчик Вавилонского Талмуда на ряд европейских языков, педагог – новатор, психолог и духовный наставник. Автор более 60 монографий, раскрывающих содержание, философию и духовный потенциал иудаизма, а также сотен научно-популярных статей, посвященных популяризации знаний по еврейской мистике, социологии и философии; основатель Израильского института талмудических публикаций, издания которого сделали Талмуд доступным для изучения тысячам желающих. Основатель и руководитель Института изучения иудаизма в странах СНГ им. А. Эвэн-Исраэль (Штейнзальц), цель работы которого – обучение основам иудаизма и развитие еврейской самоидентификации; почетный доктор ряда университетов в Израиле и США. Лауреат Государственной премии Израиля за 1988 год. Наиболее популярные публикации на русском языке: «Простые слова», «Взгляд», «Творящее слово», «Библейские образы», «Мудрецы Талмуда», «Социология невежества», Роза о тринадцати лепестках», «Разговор о каббале».

Стоит себе  молодой человек и строит планы: «Я хочу, я планирую, я готов это осуществить». Этот человек  обладает навыками, способностями, и, безусловно, может реализовать все то, что хочет и собирается сделать.

Спустя годы случайно встречаем этого человека – постаревшего, приземленного и слегка «потертого» –  оставшегося примерно на том же месте, что и был много лет назад. Ничего из того, что он намеревался сделать, не воплотилось в жизнь и не принесло плодов.

На каком-то жизненном этапе он все еще говорит так же, как раньше: «Я хочу, я намереваюсь,  я готов это осуществить». Но на следующем этапе уже рассказывает о том, что ему изменила удача, жалуется на врагов, злую жену – то, что помешало ему реализовать мечты. Это все тот же человек, с теми же способностями, что были в нем раньше, но со временем они несколько «потускнели» или потеряли форму. И, как правило,  он – наверно, умный, славный и симпатичный – ни к чему не пришел и ничего не осуществил.

Иногда такое положение дел объясняется объективными причинами: скажем, человек очутился на войне, которая потрясла его и помешала осуществить задуманное; или на него повлияла семейная трагедия, разрушив эмоционально или материально; иногда человек терпит неудачу, выбрав в партнеры мошенников, разоривших его и оставивших в беспомощном состоянии. Все эти события  могут произойти, и они действительно время от времени случаются, но чаще всего истинная причина  того, что мечтатель остается только мечтателем, который имел возможность сделать то, что зависит лично от него. Основанием  может быть недостаток силы воли. Мечтать легко и даже приятно. Воплощение  же мечты в жизнь требует от человека определенных усилий, преодоления препятствий, а сила его воли совсем не «пропорциональна» задуманному. И поэтому он так и продолжает витать в облаках, а его желание остается только желанием.

Временами причина кроется в отсутствии настойчивости: человек не умеет сосредоточиться на конкретной теме в течение обозначенного срока. Проходит время, первоначальный энтузиазм выветривается, а способность что-либо делать мгновенно исчезает вместе с ним  – и это при том, что почти каждое достижение, к которому человек может прийти в этом мире, требует затраты труда и определенной настойчивости. Тот,  кто лишен упорства, не способен достичь высоких свершений – тех, что отличаются от успеха, который можно достичь, благодаря коротким вспышкам вдохновения и не требующего тщательной предварительной  подготовки.

Есть люди, обладающие силой воли, о чем можно судить по их делам, к тому же способные сохранять целеустремленность в течение конкретного времени. Но, тем не менее, они проживают жизнь,  которая напоминает набор обломков, и таким  же образом ее заканчивают – каждый из них мог бы стать частью чего-то большого, а не всего лишь осколком великого, но не осуществленного плана. А причиной всему этому – черта характера, которую можно было бы назвать «не только так, а не иначе».

Типаж «не только так, а не иначе» мечтает и хочет, чтобы мечты исполнились, не раз приближаясь к тому, чтобы начать что-нибудь делать, более того – какое-то время даже продолжает эту работу. И то, что же мешает такому человеку довести дело до конца, заставить себя добиться существенных результатов? Он считает, что то, что он хочет, –  оно не есть непреложное «обязательно, только так, а не иначе». Получается, что человек имеет определенное желание, готов работать, чтобы осуществить его, но оно не выстрадано, не целенаправленно и не сконцентрировано. Получится – отлично; а если нет – ну, так по сути дела, он хочет, но не обязательно именно это

Например, человек  решил стать ученым, оказался в нужном месте и приступил к обучению; он хочет достаточно и обладает достаточными способностями, чтобы продолжать продвигаться в направлении, которое, как мы знаем, избрал для себя сам. Но оказалось, что этот выбор не был принципиальным по существу  и не имел непоколебимой конкретной цели. Поэтому по другим соображениям и доводам внешнего характера – экономическим трудностям или желанию улучшить свое положение – он решает не быть ученым, а стать, скажем, в аккурат, бухгалтером. И снова: он чего-то хочет, работает, начинает продвигаться в нужном направлении. Но оказывается и это  его желание не было «окончательным и бесповоротным». Нет никакой внутренней необходимости или конкретной цели, которые было бы необходимо достичь во что бы то ни стало. И поэтому, когда происходит какое-то событие – внутреннего или внешнего характера – он с той же легкостью, с которой начинал  «бухгалтерское» дело, забрасывает его, особенно не сокрушаясь по этому поводу; а все потому, что не хотел быть бухгалтером «категорически», только так,  а не иначе. Подвернулся случай, и человек им воспользовался, сделав этот выбор с непродуманной беспечностью, занимался этим, но с таким же успехом мог бы делать что-то другое – ведь у него нет никакой внутренней причины и какой-либо другой цели, которой он с готовностью посвятил бы себя без остатка. Он может делать что-то, но не  «только это, и ничто другое!» Поэтому вполне возможно, что, повинуясь превратностям судьбы, открывающимся перед ним возможностям и трудностям, с которыми приходится сталкиваться, он в течение ряда лет продолжит карьеру в качестве заштатного счетовода…

Давайте спроецируем эту ситуацию на нечто подобное: сидит себе парень в йешиве и хочет стать эрудитом, знатоком Торы. Ему даны способности, внутренние возможности сидеть и заниматься. Он этого хочет, но «не непременно этого и ничего другого». Просто в настоящее время он выбрал общедоступный типичный вариант из всех возможных, так как это одно из тех дел, которое он может и готов делать.

И в какой-то момент ему может прийти на ум, что лучше бы посвятить свою жизнь не именно такой углубленной интеллектуальной учебе, а переключиться на исправление душевных качеств: стать праведным, святым. Это, без сомнения, великая  и благородная цель, к которой человек может стремиться и достигать в этой области все более и  более высоких уровней. Наш типаж «не только так, а не иначе» был согласен с этим, хотел этого, но не чувствовал жизненной необходимости делать именно только это! И ничего другого! И как только пришло время жениться, искать средства к существованию, он прекращает усилия –  а в определенной степени и стремление – в том, чтобы стать праведным. Теперь он захочет иметь приличный дом, стать достойным мужем и отцом. И, как правило, даже это его желание – «не обязательно именно оно». Человек не изменился, не сосредоточился, не сконцентрировал все свои силы и возможности исполнить желание, завернувшее к нему по случаю: он просто «набрел» на него и, возможно, в течение ряда лет будет продолжать хотеть – но,  как всегда, без особого жгучего стремления, которое заставляет делать именно это, а не что-нибудь другое. Он хотел быть ученым, потом – праведным, потом – хозяином и отцом семейства.  Но на самом деле ему было все равно, исполнится ли хотя бы что-нибудь из этого. Даже его первоначальное не было истинным велением сердца, а просто находилось в рамках доступных ему возможностей.

В протяжение своей  жизни этот человек ведет себя словно гость в доме, которого спросили, что он хотел бы: кофе или чай. Вполне возможно, что в это время у него было конкретное предпочтение, и он даже его высказал. И если по ошибке ему принесут не то, что он просил, он будет пить свой стакан – по существу, ему абсолютно все равно, будет это кофе или чай или томатный сок: такой  человек относится подобным образом не только к сиюминутному выбору безалкогольного напитка, но и в целом –  ко всем желаниям и стремлениям своей жизни.

Это безразличие  нормально и естественно в определенных моментах нашей  жизни. Но типаж, о котором идет речь, выходит далеко за рамки заурядного отношения к заурядным вещам: так он относится ко всей своей жизни в целом: ко всем делам,  всем устремлениям,  и даже к тому, о чем он (по крайней мере, на данном этапе) действительно мечтает, всё в его жизни – «не именно»: можно так, а можно и совершенно иначе, хорошо будет в любом случае.

Конечно, в противовес описываемой крайности есть и другая: человек, для которого существует только «так и никак  иначе», чье желание непреложно, по сути, оно становится идеей-фикс, которая не дает ее обладателю ни секунды затишья и роздыха – до тех пор, пока он не воплотит ее в жизнь. Это желание засело у него в голове, заслонив собой весь мир, и человек будет, не переставая, гнаться за ним и пытаться достичь всеми возможными путями, не покладая рук  и не раз жертвуя чем-то менее значительным ради достижения цели. С одной стороны, всепоглощающее желание, ставшее смыслом жизни, – это сила, способная сделать людей великими в самых различных областях жизни. Вместе с тем, неотступная приверженность к цели – до тех пор, пока она не осуществится, – некоторых  может привести к чрезвычайно серьезному кризису.

Не всегда человек ставит перед собой цели, которые вообще достижимы, или, по крайней мере, могут быть достигнуты именно им. Порой есть мечта, стремление, определенная идея, к достижению которой  человек готов, и он работает над ней, ломая при этом свою жизнь и жизнь окружающих, а порой – существование целого мира. Однажды избрав колею, такой человек не способен  с нее сойти, потому что он такой, и если на пути встанет стена, он об нее размозжит себе голову. Его желание превращается  в маниакальную гонку, становится пленом, из которого он не может освободиться. Понятно, человек, покоренный навязчивой идеей, может быть опасным для других и не менее опасным для себя самого.

Из этого следует: тот, кто хочет подняться на вершину горы, должен долго взбираться, прилагать много усилий,  а иногда – чем-то жертвовать ради этого. И так он, в конце концов, сможет прийти к цели. И даже если он передумает и решит остановиться, дистанция, которая уже преодолена, будет играть важную роль. Тот же, которому «не обязательно именно так», – не идет никуда вообще. Он просто фланирует по жизни, один путь прекрасен в той же мере что и любой другой, эта цель годится, равно как и какая-нибудь другая – и ни одна из них не важна настолько, чтобы посвятить ей себя полностью.

Можно утверждать, что не обязательно каждому человеку куда-то идти и к чему-то стремиться. Можно быть просто ничего не планирующим праздношатающимся по полям и по жизни, по ее неизведанным тропинкам и получать удовольствие от того, что где-нибудь случайно встречается на пути. Но человек «не обязательно так, а не иначе» не относится к данному типу: по его мнению, тем, что решил прекратить бесцельное гуляние и блуждание, он осуществляет цель. Он хотел путешествовать, поэтому может не идти конкретным маршрутом и по накатанной дороге. И где бы он не ходил  – в сущности, воплощает в жизнь цель путушествия.

Тот, кто решил прожить  жизнь легко, наслаждаясь чем-то случайным, большим и малым, может быть ущербным  с точки зрения морали и цели пребывания человека в мире, но в любом случае, он также осуществляет то, что хотел сделать.

Человек рассматриваемого нами типа не хотел быть таким, каким стал: по своей природе  он не принимал решения, что уже не хочет того, о чем мечтал, что было его высоким стремлением и потребностью души. Напротив, он полон желаний, устремлений и мечтаний и опечален тем, что ничего из этого не воплощается в жизнь. Он не решал стать маленьким незначительным человеком, чей мирок ограничивается сидением в тапочках в удобном кресле. Он желал совершенно другого, и его отсутствие причиняет человеку боль, которая ранит душу и не дает делать хотя бы что-нибудь. Этот человек не блуждает – он заблуждается. И если блуждающий получает удовольствие от всего, что попадается ему на каждом участке его пути, наш герой, заблуждающийся, страдает от хождения по дороге, которая не приводит его к цели. У человека «не обязательно именно так» есть цель, одна или другая, но поскольку он на всех своих путях  «не обязательно именно так», то он не повернет ни на юг, ни на север, и не станет ни умнее, ни богаче. Он будет ходить по замкнутому кругу и чувствовать, что никуда не приходит, что жизнь помаленьку растрачивается впустую, забирая время и способности.  И наш типаж способен оправдывать свои промахи и неудачи, вешая ответственность за них на других и на себя, делая ошибочный вывод, что не добился ничего, потому что ему не хватило сил, таланта, удачи. Он –  человек страдающий, его жизнь полна переживаний и боли, несмотря на причины внешнего характера, трудности и опасности окружающего мира, что вина лежит не только на нем.

Может ли человек «не обязательно так» измениться к лучшему? Конечно, часть проблемы коренится в личных свойствах характера и темпераменте человека, которые невозможно изменить кардинально. Подобно тому, как упрямец-маньяк  не может изменить свою природу, не приложив усилий, так же и человеку «не обязательно именно так» нужно очень постараться, чтобы стать другим. Так, и только так. Прежде всего – он должен осознать свою проблему, он должен уяснить и понять,  что все его жизненная неудача – будущая или настоящая –  не от отсутствия возможностей и не из-за внешних условий. Когда он придет к пониманию, что его проблема была в том, что он не упрочил, не укрепил себя, а был кораблем без руля и ветрил, только с этого часа он сможет провести изменения.

Конечно, подобная трансформация, как и любая другая, которую человек должен провести  внутри себя, не является простой, но она возможно. Человек может неоднократно напоминать себе, что хочет сделать, настаивать на том, что доведет его до реализации. Конечно, будут препятствия и трудности, от него зависящие и не зависящие, которые время от времени будут искушать его забросить дела, заменить их чем-то другим или просто дать всему кануть в небытие. Но как только человек припомнит о своей проблеме, вспомнит, что  к цели можно прийти только тогда, когда к ней идешь. И с этого часа перед ним откроются, по крайней мере, Врата Надежды.

Перевод  Х. -Э. Грабарник,  издательский отдел еврейской общины г. Днепродзержинска, Украина

 С любезного согласия  создателей сайта  he.chabad.org

buttons