15 день месяца Ав, о котором сказано в Вавилонском Талмуде (трактат Таанит): «Не было праздников у евреев, подобных 15 Ава и Йом Кипуру».
15 Ава – это первый праздничный день, наступающий после страшного и скорбного дня 9 Ава, так как 15 число каждого месяца всегда особый день, потому что это – день полнолуния.В древности с этим днем были связаны красивые обычаи, например 15 Ава дочери Израиля выходили танцевать в виноградники. Сказано в Талмуде, что абсолютно все девушки выходили в одолженных белых платьях.
Обязательным условием было – нужно чтобы платье было одолжено у другой девушки. Это делалось для того, чтобы не смутить ту, у которой платья по бедности нет. Чтобы девушкам даже из очень бедных семей не было стыдно, девушки из самых знатных семей должны были одолжить белое платье для этого вечера. Когда девушка надевает одолженное платье (с чужого плеча), она чувствует себя не очень комфортно и фасон может быть не совсем по вкусу. Но она абсолютно не считается с этим, самое главное, все должны радоваться в этот праздничный день, никто не должен быть пристыжен и опечален. Смысл этого обычая разъясняется в Талмуде, «Каждый, у кого не было жены, приходил сюда». Самый известный из таких случаев выбора жен также описан в Танахе, в книге Судей. И по сей день некоторые стараются поставить хупу именно 15 ава, считается, что это удачный день для влюбленных.
Исходя из этого, в последние годы в Израиле и в общинах диаспоры 15 ава продвигается как «День влюбленных», или «Еврейский День любви», и на него возлагают большие надежды изготовители и продавцы сувениров, бижутерии и ювелирных изделий, цветоводы и многие другие, надеясь, что он станет таким же экономически важным днем как 14 февраля в странах Запада или 8 марта в странах бывшего СССР.
В еврейских источниках упоминается по меньшей мере шесть причин, для того чтобы отмечать 15 Ава.
1. «В этот день коленам Израилевым было разрешено смешиваться между собой». Ранее, в силу закона о наследовании, женщине, получившей по наследству имущество отца, было запрещено вступать в брак с мужчиной из другого колена. Этот запрет был отменен 15 Ава.
2. «В этот день колену Биньямина было позволено присоединиться к обществу». Из-за вражды между коленом Биньямина и другими коленами эти последние поклялись, что не будут отдавать своих дочерей в жены мужчинам из колена Биньямина. Эти раздоры между коленами также прекратились 15 Ава.
3. «В этот день люди поколения Исхода перестали умирать». Поколение, вышедшее из Египта, было обречено на гибель в пустыне из-за греха разведчиков. В течение сорокалетнего скитания в пустыне, каждый раз на девятый день Ава (9 Ава), кто-то из этого поколения умирал. В сороковой же год все остались живы. Евреи решили, что ошиблись в отсчете дней, и когда 15 Ава увидели, что никто не умирает, то поняли, что сорокалетнее наказание закончилось. С того момента этот день они стали отмечать как праздник.
4. «В этот день Ошеа бен Эло снял посты, которые были установлены на дорогах Йеровамом бен Навот для того, чтобы не разрешать сынам Израилевым совершать по праздникам паломничество в Иерусалим». После смерти короля Шломо (Соломона) Йеровам бен Навот поднял восстание и, расколов страну надвое, стал править десятью коленами (Израильское Королевство), в то время как сын Шломо правил двумя другими коленами (Иудеей). По обычаю, по крайней мере, три раза в год, евреи совершали паломничество в Бейт а-Микдаш (Священный Храм), который находился в Иерусалиме, в Иудее. Йеровам, опасаясь, что эти паломничества закончатся тем, что люди уйдут из его королевства и поселятся в Иудее, учредил в своем государстве языческие культы и установил посты на дорогах, ведущих в Иерусалим. Впоследствии король Израильский Ошеа бен Эло в день 15 Ава снял эти посты и отменил запрет на паломничество в Иерусалим.
5. «В этот день было разрешено похоронить павших в Бейтаре». Бейтар — один из последних городов, захваченных римлянами в ходе завоевания Святой Земли. Когда Бейтар в конце концов пал, римляне запретили хоронить погибших защитников города. Это разрешение было дано 15 Ава.
6. «В этот день заканчивали заготовку дров для жертвенника», длившуюся все лето, ибо с 15 Ава летняя жара начинает спадать и дрова уже не успевают «доходить». Сырые дрова чадят и из-за этого их нельзя использовать для жертвенника. Кроме того, в них могут завестись черви, а червивые дрова не пригодны для алтаря. Поскольку заготовка дров для алтаря была священной обязанностью и важной заповедью, то в день ее завершения устраивали праздник, как устраивали праздничную трапезу после завершения изучения Торы.