9 Кислева отмечается 244-я годовщина со дня рождения и 190-я годовщина дня ухода из жизни Второго Ребе ХаБаДа, рабби Дов-Бера, которого также называли Мителер Ребе, «Средний Ребе». На следующий день отмечается 189-я годовщина его Освобождения из царской тюрьмы.
Чудеса и знамения сопровождали его всю жизнь.
У его отца, рабби Шнеура-Залмана из Ляд основателя движения ХаБаД, известного как Альтер Ребе, и его супруги ребецн Стерны четырнадцать лет не было сыновей, о чем они очень сокрушались. Накануне своего ухода из этого мира великий праведник и распространитель учения хасидизма Межерический Магид, ученик и продолжатель дела Баал Шем Това, призвал к себе Альтер Ребе и, сообщив, что скоро у того родится сын, повелел назвать его своим именем. Через год у Альтер Ребе родился мальчик, который получил имя Дов-Бер.
Именно Мителер Ребе предстояло основать столицу ХаБаДа в Любавичах, хотя, после ухода из жизни Альтер Ребе, рабби Дов-Бер некоторое время жил в Кременчуге. Затем, как бы уступая настоянию белорусских хасидов, он отправился в Любавичи, и на месте пожарища, где раньше стоял дом, в котором учился Альтер Ребе у Иссахар-Дова, он основал свою резиденцию и благословил город, как столицу хасидизма и место проживания руководителей ХаБаДа.
Ребе Раяц так объяснил причину, по которой такой невзрачный штетл как Любавичи получил статус столицы: «Любавичи неспроста были предназначены для того, чтобы занять столь значимое место в жизни скрытых праведников, а позже в жизни раббеим и хасидов ХаБаДа. Для людей одухотворенных Любавичи, по причине своего особого географического положения, были местом в особой степени подходящим для того, чтобы отделиться от внешнего мира, и полностью предаться Торе и Служению Вс-вышнему, или для начала новой жизни, основанной на традиционном чистом фундаменте Торы». Более века с того дня Любавичи были резиденцией четырех поколений руководителей ХаБаДа, а само движение получило название Любавического и также стал называться глава ХаБаДа.
Мителер Ребе основал специальный комитет, который занимался восстановлением еврейских общин Белоруссии, пострадавших от войны 1812 года; добился от царского правительства выделения земельных участков в Херсонской губернии и основал на них еврейские сельскохозяйственные поселения, в том числе и знаменитую колонию «Нагар Тов» на реке Добрая (ныне поселок городского типа Березнеговатое в Николаевской области) и многие другие.
Мителер Ребе основал и первое Любавическое поселение в Эрец Исраэль, в городе Хевроне. Ребе много путешествовал, посещая даже отдаленные еврейские местечки, проводя активный сбор средств для нуждающихся евреев в Святой Земле. Именно эта помощь, направляемая в Эрец Исраэль, послужила формальным поводом для ареста Ребе царскими властями. Его обвинили в том, что он переводит деньги врагу России – Османской империи, которая в то время формально владела Эрец Исраэль. Доносчики даже подделали письмо Ребе, и на основании этого он был заключен в тюрьму. Однако, Мителер Ребе разбил все обвинения, доказав их полную несостоятельность, и был освобожден 10 Кислева 1826 года, на следующий день после своего 53 дня рождения.
Ребе предвидел, что следующий, 5588 год, будет годом больших гонений и недобрых решений для евреев. Так, например, было объявлено об указе «О кантонистах», рекрутском наборе еврейских детей в царскую армию, с целью оторвать их от еврейства, и о других антиеврейских постановлениях правительства. На Новый год и Йом Кипур в 5588 году Мителер Ребе отправился в Гадяч, чтобы помолиться на оэле своего отца Альтер Ребе. Его сопровождали тысячи хасидов, и Мителер Ребе сказал им: «Добился я от своего отца, чтобы он освободил меня от должности Ребе». Хасиды решили, что он собирается ехать в Эрец Исраэль, и взроптали, что он оставляет их как скот без пастуха. Ответил им Мителер Ребе: «Зять мой, рабби Менахем-Мендел – находится с вами, и он будет вам верным пастухом».
Сразу после праздников месяца Тишрей Ребе тяжко заболел. Начав путь из Гадяча в Любавичи, он доехал лишь до городка Нежин, где прогрессирующая болезнь приковала его к постели. Крупнейшие врачи не смогли облегчить его страдания, но Ребе призывал хасидов не отчаиваться и быть радостными, ибо мир находится в беде, а радость смягчает суд. В свой 54 день рождения Ребе неоднократно терял сознание, и вечером, повелев одеть себя во все белое, он стал говорить хасидам, объясняя им стих «За Вс-вышним идите». Перед утренней зарей он завершил свою речь словами: «Потому что с тобой источник жизни, от жизни самой жизни», и произнеся их, Мителер Ребе покинул материальный мир.
Его зять, Цемах-Цедек сказал: «Такого ухода из мира не находим мы со дня ухода из мира Рашби, ушедшего в середине произнесения Торы». В тот же день он был похоронен в городе Нежин, и первая годовщина его освобождения – 10 Кислева, которую хасиды готовились отмечать с великой радостью, стала днем тяжелого траура для всего еврейского народа.
(По материалам сайта djc.com)