Краткие биографические сведения
После трагических событий, переполнивших XVIII век, после несбывшихся надежд на избавление еврейский народ впал в состояние растерянности и оцепенения. Можно разными способами приводить человека в чувство, но самый надежный – это крикнуть ему в ухо его имя. Предание гласит: в 1700 году в Восточной Галиции, в Подолии, в местечке Окуп, что на границе Польши и Валахии, в бедной семье пожилых родителей родился рабби Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов, известный также под акронимом БеШТ.
В переводе с иврита Баал-Шем-Тов – Обладатель Благого (Доброго) Имени, а Исраэль – имя всего Народа Израиля. И это было именно то имя, которое должен был услышать еврейский народ, чтобы очнуться от обморока и смятения. Рабби Исраэль Баал-Шем-Тов стал основателем движения, получившего название хасидизм. Новое течение было скрытым, подземным источником, но пришел Баал-Шем-Тов, и воды этого источника прорвали кору земли.
О самом Баал-Шем-Тове известно немного. Кроме поэтических легенд о нем и нескольких записок, приписываемых его руке, он оставил след в книгах учеников и учеников его учеников. Баал-Шем-Тов уже в 8 лет остался круглым сиротой. Рассказывают, что перед смертью отец сказал ему: «Исролик, не бойся никого и ничего, только Б-га одного, и люби каждого еврея». А ведь в этой простой фразе и заключена вся суть философии хасидского учения!
Рабби Исраэль рос сиротой, но добрые люди взяли над ним опекунство, обучая Торе – как явной части учения, так и тайной. Они обратили внимание на необычное поведение мальчика, на некую тайну, скрытую в нем. Он много времени проводил на природе, сосредоточенно размышляя в одиночестве. В 12 лет рабби Исраэль начал работать помощником меламеда, а потом стал служкой в синагоге. Ночью же, оставшись один на один с собой, он горячо молился и изучал Тору. В возрасте 18 лет рабби Исраэль женился, но вскоре овдовел и стал странствовать по местечкам Восточной Галиции. В местечке Броды Баал-Шем-Тов осел на несколько лет, снова помогал меламеду в хедере, а позднее работал шойхетом. Хотя нам почти ничего не известно о его формальной учебе, но не вызывает сомнения, что работа шойхета требует достаточно серьезной подготовки в области знания еврейского Закона.
Через два года рабби Исраэль женился во второй раз, и вскоре молодая чета покинула местечко в поисках лучшей доли. Они нашли приют в небольшом селении в Карпатах, между Кутовым и Косовым. Там Баал-Шем-Тов избрал путь отшельника, поселившись в горах. Его жена еще до свадьбы узнала об особом предназначении мужа и во всем ему помогала. Семья жила на те скудные средства, которые она зарабатывала на продаже глины.
Они еще несколько раз меняли место жительства, но рабби Исраэль везде искал уединения. Он рос и развивался, готовясь к будущей роли: разбудить еврейский народ от глубокого сна, открыть им душу, полную любви и сострадания, укрепить веру и помочь освободиться от отчаяния и боли.
Около 1730 г. рабби Исраэль Баал-Шем-Тов купил дом в Тлусте, неподалеку от Тернополя, и начал сначала тайно, а потом открыто помогать больным и страждущим, получив известность как целитель-чудотворец, умеющий Именем Всевышнего врачевать не только человеческую плоть, но и душу. Тогда его и стали называть Баал-Шем-Тов, Такого титула с давних времен удостаивались только те, кто, по убеждению окружающих, знал премудрости каббалистического учения, обладал тайным знанием Имен Всевышнего и с помощью этих знаний мог творить чудеса.
В 1740 году в возрасте 36 лет рабби Исраэль поселился в подольском городке Меджибож, который вскоре стал центром его деятельности. В этом городке Баал-Шем-Тов открылся евреям как вероучитель. Вокруг него сосредоточился круг почитателей, в большинстве своем таких же неимущих, как и он сам. Это была группа единомышленников – соратников – Учитель и его преданные ученики, получившая название Хевра Каддиша (Святое братство). Так началась новая эра в еврейской истории – эра хасидизма.
Баал-Шем-Тов преподавал свое учение не в формальных и мудреных лекциях, а в беседах, поучениях-афоризмах, используя притчи и иносказания. Он сам не записал почти ничего и не разрешал делать записи во время бесед. Первое печатное издание, содержащее поучения Баал-Шем-Това, было издано через 32 года после его ухода из этого мира: в 1792 году в Лемберге (Львове) увидела свет книга «Ликутим Йекарим». В том же году в Жолкве была напечатана «Кетер Шем-Тов», а затем в течение 2 лет в этой же типографии были изданы «Тсавот аРивот» и «Даркей Йешарот». Кроме того, учение Баал-Шем-Това сохранилось в сочинениях его ближайших учеников (их труды были изданы много лет спустя) и нашло свое воплощение в хасидских делах.
Баал-Шем-Тов не находился в Меджибоже постоянно, он разъезжал по еврейским местечкам Подолии и Галиции – он всегда был там, где в нем нуждались евреи. Ученики же повсюду сопровождали Учителя и жадно впитывали каждое его слово. А он ехал туда, где помещик хотел выгнать задолжавшего еврея-арендатора, где несчастная еврейская вдова не могла выдать замуж дочерей, где простой портной чувствовал (конечно же, он ошибался!), что нелюбим и забыт Б-гом. Ехал, чтобы утешить и помочь, чтобы вернуть простым евреям радость жизни и радость веры.
Вскоре слава о рабби Исраэле Баал-Шем-Тове распространилась далеко за пределы Волыни, Подолии и Галиции. Легенды о нем начали слагаться еще при жизни. После смерти Баал-Шем-Това их старательно собрали некоторые из его учеников. Первым и наиболее значительным сборником преданий о БеШТе стала книга рабби Дова-Бера из Линца «Шивхей аБеШТ» («Восхваления БеШТа»), вышедшая в 1814 году в Копысе в типографии рабби Исраэля Яффе – хасида Алтер Ребе (рабби Шнеура-Залмана из Ляд). В предисловии издатель сообщил о том, что книга «Шивхей аБеШТ» напечатана по прямой рекомендации и с учетом замечаний Алтер Ребе. Она послужила ценным источником для изучения как биографии Баал-Шем-Това, так и истории раннего хасидизма.
У БеШТа были сын Цви (о нем мало что известно) и дочь Одл (Адель). Ее сыновья рабби Моше-Хаим-Эфраим из Судилкова, рабби Барух из Меджибожа и ее внук рабби Нахман из Брацлава стали цаддиками и основателями самостоятельных школ хасидизма.
Незадолго до смерти рабби Исраэль Баал-Шем-Тов назначил своим преемником раввина-каббалиста рабби Дова-Бера из Межирича, в последние годы жизни БеШТа уверовавшего в истинность его учения и примкнувшего к Святому братству.
Рабби Исраэль Баал-Шем-Тов пришел в мир, потому что в этом была острая необходимость для Народа Израиля. Искренностью и прямодушием он покорял сердца всех евреев, чьи духовные потребности были близки его собственным.