Структура «Тании». «Книга средних».
Главный труд Алтер Ребе – Тания («Ликкутей Амарим») В трактате Тания, называемом Торой хасидизма, изложены основные принципы философии ХаБаД, вопросы морали и этики жизни. В ней в доступной и емкой форме объединены алахические установления, каббала АриЗаля и Баал-Шем-Това, еврейская философия и этика.
Трактат был впервые напечатан в 1797 году. До этого книга «кочевала» из одного еврейского местечка в другое в рукописном виде. Книгу было решено напечатать, так как при списывании накопилось большое количество ошибок, искажавших смысл написанного. «Тания» состоит из пяти трактатов:
- «Книга средних».
- «Врата единства и веры».
- «Послание о покаянии и возвращении».
- «Священное послание».
- «Глава заключительная».
Центральное место в «Тании» занимает «Книга средних» («Сефер Шель Бейноним») – руководство для духовной и практической жизни еврея. Рабби Шнеур-Залман посвящает свой труд психологическому анализу строения человеческой, точнее говоря, еврейской личности – обычного «среднего» бейнони. Он исследует те силы, которые создают модель повседневного поведения этого «среднего» человека. Тип личности человека-бейнони, который, в отличие от цаддика (личности исключительной, обладающей необыкновенными способностями постигать Б-жество), борется со своими дурными влечениями, стремится к совершенству каждый день, напрягая при этом и чувства, и разум.
Именно таким бейноним и адресована эта книга. Она рассчитана на широкий круг почитателей и последователей, а не на представителей научной элиты.
Основа учения о двух душах
Объясняя человеческую природу, Алтер Ребе исследует душу человека. В этом смысле особое значение приобретает Учение о двух душах, изложенное в «Тании». Эти две души являются источниками всей человеческой деятельности и управляют ею как на сознательном, так и на подсознательном уровне.
Учение рабби Шнеура-Залмана о двух душах, согласно его указаниям в начальной главе книги «Тания», покоится на трудах рабби Хаима-Виталя, истолкователя каббалы АРИ, и теснейшим образом связано с текстом Торы. Рабби Шнеур-Залман широко развивает это учение, делает его краеугольным камнем своей этики и философии, дает подробный анализ особенностей каждой из этих двух душ.
Первая из них, так называемая животная душа (Нефеш аБеэмит). Другое ее название – «жизненная душа» (Нефеш аХийюнит), и автор пользуется обоими наименованиями как синонимами, нередко сочетая их: «жизненная животная душа» (Нефеш аХийюнит аБеэмит). Это источник инстинктов и влечений тела. От него органы чувств получают способность восприятия. Жизненная душа в человеке является основой его существования и деятельности. Все, созданное Всевышним, обладает жизненной душой. Но помимо собственно животных функций, жизненная душа человека наделена и некоторыми особыми признаками – интеллектуальными (ум) и эмоциональными (чувство), – которые не свойственны низшим животным видам и которые делают животную душу в человеке отчетливо человеческой. Это качества, добрые и дурные, естественно присущие большинству людей, такие, как способность к самооценке, гордость, скромность, честолюбие, – словом то, что называется «человеческой природой». Животная душа стимулирует человека в интеллектуальной деятельности (наука, искусство, ремесла и т. д.), и является источником того, что рабби Шнеур-Залман называет разумом человеческим (Сехель Эноши).
Вторая душа совершенно иной природы. Она определена как «частица Б-га […] в небесах» и названа Б-жественной душой (Нефеш aЭлокит). Она совершенно независима от тела, существовала до вселения ее в тело и продолжает существовать после его смерти. Б-жественное происхождение этой души дает ей те надприродные качества, благодаря которым она возвышается над телом и животной душой, в которых пребывает, и действует независимо и даже вопреки естественным наклонностям человека. Б-жественная душа является источником высшего, или Б-жественного разума (Сехель Элоки). Б-жественный разум проявляет себя в поисках знания о Творце, в любви и страхе Б-жием, в чистоте и святости. Иными словами, эта душа вечна: она существовала до того, как воплотилась в тело человека, и продолжает существовать после его смерти. Она, спускаясь в нижний мир, направляет человека к поискам познания Вс-вышнего, к любви и страху перед Ним, к чистоте, святости и добру.
Рабби Шнеур-Залман указывает на два различных источника человеческой активности: один – природный и земной, другой – сверхъестественный и «не от мира сего». Эти два источника соединяются в человеке. Причем, две души не обитают в человеке раздельно одна от другой. Они тесно соединены, причем Б-жественная душа действует через душу животную, наставляя ее, Б-жественная душа – сильнейшая из двух. Ее отношение к другой подобно отношению Света к Тьме. А там, где Свет встречается с Тьмой, первый должен восторжествовать.
Б-жественная душа обладает силами интеллекта и эмоций. Интеллектуальные силы, их 3: Хохма (разум), Бина (знание), Даат (понимание).
Эмоциональные качества – Мидот, их 7.
Основные: Хесед (доброта), Гвура («строгость» в значении «сдержанность»), Тифъэрет («красота» в значении «гармония»).
Вспомогательные: Нецах (победа), Од (великолепие»), Йесод (основа), Малхут (царство) – раскрывает предыдущие Мидот и воплощает их в жизнь.
Кроме того, Б-жественная душа обладает «одеяниями», необходимыми для проявления сил души. Это орудия, посредством которых Б-жественная душа общается со своим Создателем: мысль, речь, действие.
Обращаясь к рассмотрению животной души, рабби Шнеур-Залман утверждает, что она – двойник Б-жественной. Подобно Б-жественной душе, животной душе присущи те же силы интеллекта и эмоций, причем эмоции преобладают над интеллектом.
В противоположность десяти силам Б-жественной души, силы животной души являются клипот, противоположные Святости. (клипа – скорлупа, или оболочка). Все зло происходит от клипот.
Существуют два рода клипот. Первый род – пагубные клипот, в них нет ничего положительного. Второй род – клипа нога (сияющая клипа), находится на границе между святостью и «обратной стороной», обладает определенными добрыми качествами, а именно, состраданием и человеколюбием, хотя по своему существу она тяготеет к другим клипот. Главное в ней – сосредоточенность на себе и потребностях тела. Когда она «отпущена на свободу», то три ее «одеяния» – мысль, речь и действие – являются воплощением эгоизма и удовлетворения прихотей.
Животная душа еврея, как показывает рабби Шнеур-Залман, происходит именно от нее. Б-жественная душа призвана контролировать животную душу, постоянно вступая с ней в конфликт.
Б-жественную душу можно временно затмить и поработить, но ее никогда нельзя заставить сдаться. Ее голос – «голос совести» – может быть приглушен, но никогда не может быть подавлен окончательно.
Животная душа со всеми ее эгоистическими интересами и склонностями сама по себе не есть зло. Для человека естественные инстинкты не менее важны, чем для жизни любого другого животного вида. Но человек, обладая разумом, поддается искушению, что не свойственно животным. Не сами по себе естественные склонности дурны, но злоупотребление делает их дурными. Неразлучный спутник и союзник животной души – Йецер aРа (влечение ко злу), который поощряет и разжигает страстные и неумеренные желания. Если не сдерживать эти страсти, можно, не дай Б-г, стать совершенно безнравственным человеком.
Чтобы противостоять Йецер аРа, Б-жественная душа одарена Йецер аТов (влечением к добру), которое иногда отождествляют с «голосом совести».
Йецер аТов и Йецер аРа находятся в состоянии конфликта. Говоря иносказательно, человеческое тело подобно укрепленному городу, за обладание которым два непримиримых соперника-короля ведут упорную войну. Оба «врага» борются за полную победу. Интересы животной души сконцентрированы на удовлетворении желаний. Она стремится полностью подчинить себе разум и тело, чтобы каждая мысль, каждое слово или поступок служили только ей.
Так же и Б-жественная душа стремится покорить «укрепленный город» и преобразить животную природу человека, чтобы каждая мысль, слово или действие были посвящены Б-гу и наполнены священной любовью к Нему. Б-жественная душа не только стремится покорить «укрепленный город» и властвовать над ним, но и присоединить силы противника, наращивая собственную мощь. (Окончание следует.)