5748 г., недельная глава Шмини, третий день недели, о котором дважды сказано «ИБО ХОРОШО», с Б-жьей помощью 11 Нисана, предводитель колена Ашер, Бруклин, год Акэль.
Мир и Благословение!
В продолжение письма, написанного в преддверие Субботы Новомесячья месяца Нисан, в котором говорилось о некоторых моментах, связанных со смыслом понятия «выход из Египта», где одно из указаний, изучаемых в первую очередь, – это требование освободиться от какого бы то ни было идолопоклонства, любых видов религиозных служений, которые, по сути, чужеродно-антагонистичны иудаизму как внешне (со стороны окружения), так и по внутреннему содержанию, что особенно подчеркнуто актом принесения пасхальной жертвы.
Стоит добавить акцент на то, что все подобные понятия нужно рассматривать с позиции, что «главное – поступок, применение на практике в повседневной жизни в соответствии с основным принципом Торы», что нельзя ограничиваться одним лишь изучением, даже таким, которое приводит к умозаключениям по практическому исполнению галахи (см. Пиркей Авот, гл.1, м.17), что это абсолютная необходимость для себя самого знать и делать «ДЕЛО, КОТОРОЕ ИМ ДЕЛАТЬ» (Шмот, 18:20), необходимость обосновывать и обязанность исполнять заповеди на практике – именно так, как объяснено, исполнять скрупулезно, в самых тонких деталях, только так, как красноречиво и ясно предписано в Шульхан Арух.
***
В соответствии с этим сосредоточимся здесь на некоторых нюансах, в этом году связанных с установлением времени первого дня праздника (Песах), с определением, и в мельчайших подробностях: времени дня недели, установлением времени дня месяца, установлением времени дня в году.
В этом году первый день праздника Песах приходится на Субботу, центральным моментом которой является прекращение работы, покой и освобождение от каких-либо действий, разрешенных в праздничные дни, чтобы этот день был «Шаббат Г-споду , Б-гу твоему» (Итро, 20:10, Ваэтханан. 5:14), день, посвященный абсолютной приверженности «Г-споду , Б-гу твоему», день святости.
Но этот день также относится к «выходу из Египта», как разъяснялось ранее, и несет в себе смысл освобождения от идолопоклонства – понятие, которое включает в себя всё, что чуждо и противоположно Б-жественности, Торе и заповедям, и это обратная сторона святости, и в самых мелких деталях, в соответствии с намеком, содержащемся в принесении пасхальной жертвы: «…ЕГО ГОЛОВА, С ЕГО НОГАМИ И С ЕГО ВНУТРЕННОСТЯМИ» (Шмот, 12:9).
Суббота и сама по себе напоминание о выходе из Египта, более того, не просто напоминание как таковое, а напоминание во всех подробностях, и как известно, освобождение от любых воздействий и ограничений материальности будней, сосредоточение и погружение себя в святость, занятие духовностью – а это и есть настоящий «выход из Египта», выход за рамки теснин и ограничений.
***
Установление времени первого дня праздника в месяце – в день четырнадцатого месяца Нисан, подчеркивает, что луна стала полной – достигла своего пика в росте, что явно видно в мельчайших подробностях; касательно людей – мужчин, женщин, детей, и касательно всех предметов, которые луна освещает и благодаря ее свету можно различить их цвет, оттенок, форму – вплоть до мелочей.
Заповедь освящения месяца сыны Израиля получили, находясь еще в Египте, в новомесячье Нисан более 3 300 лет назад, и вместе с этим Вс-вышний установил, что «Исраэль считает по (движению) луны», т.е. – у евреев месяцы определяются в соответствии с лунными фазами. Эта особенность отражает родословие, историю перемен, изгнания и освобождения, спадов и подъемов.
И тут же, тотчас после того, как лунный свет исчез, появляется молодой месяц, начинается «рождение» заново с обновленным светом и новыми силами, обещающим сынам Израиля, что и они так же обновятся, вплоть до того, как во всей полноте наступит Избавление.
Избавление от изгнания в Египте было в месяце Нисан, тогда, когда даже от зимней спячки природа пробуждается и обновляется свежими силами. И так, на протяжении 3 300 лет было время раскрытия и освобождения, наступали спады и подъемы, но это путь к полной завершенности, и более того, при помощи «спадов ради подъемов» до того часа, что наступит полное Избавление, абсолютное и вечное, и «в месяце Нисан были избавлены, и в месяце Нисан будете избавлены», Геула окончательная и полнейшая, пик совершенства – до такой степени, что во всей вселенной нет места падению и изгнанию, «достижение пика полноты» в наивысшей степени.
***
Особенность установления времени праздника Песах в году заключается в том, что этот год – год Акэль, год «радостный» и «радующий». Эти качества еще более усилены тем, что все указания и дела праздника Песах должны быть исполнены в духе Акэль (во всех тонкостях): «НАРОД, МУЖЧИНЫ, ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ» (Вайелех, 31:12), великим собранием, как единый народ, проникнутый чувством единства и объединения, каждый элемент в частности имеет обособленное существование – «мужчины», или «женщины», или «дети», – но вместе с тем – все вместе собираются и объединяются в единое сообщество, в один народ, народ, «который предназначил себе посредством Торы своей», исполнения указаний во всех деталях, чтобы быть «ЦАРСТВОМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И СВЯТЫМ НАРОДОМ» (Шмот, 19:6).
Для того, чтобы исполнять это, необходимо «РАЗЛИЧАТЬ МЕЖДУ СВЯТЫМ И НЕОСВЯЩЕННЫМ» у каждого лично и в его окружении, посредством «И УЧИТЬ СЫНОВ ИСРАЭЛЯ ВСЕМ ЗАКОНАМ, КОТОРЫЕ ИЗРЕК ВАМ Г-СПОДЬ ЧЕРЕЗ МОШЕ» (Шмини, 10:10,11).
И да будет так, что все, что имеет отношение к празднику Песах, будет действительно исполнено на практике со всей тщательностью и скрупулезностью с удвоенной радостью: «радостно» и «радуя», с радостью для себя и радуя всех окружающих – мужчин, женщин и детей.
И это, как гарантирует Тора, еще более приближает истинное Избавление и совершенство через приход праведного Мошиаха и строительство Храма на прежнем месте, и да мы увидим своими глазами – все вместе, мужчины, женщины и дети – «коаним снова совершают жертвоприношения, а левиим снова поют (свои песни) и играют (на музыкальных инструментах)» (молитва Мусаф в праздники).
И словами Теиллим (началоТеиллим, 87) – а это указание, и во всех подробностях, в служении каждого из народа Израиля»: «Сыновьям Кораха – (их главная работа – это раскаяние, ведь «нет ничего, что стояло бы выше раскаяния», как сказали наши мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Пеа); «Песнопение» – (необходимо воспевать и восхвалять Вс-вышнего); «на инструменте» – (то есть, всем, что принадлежит человеку): «песнь» – (и голосом, и телом, и всем своим существом, переполняясь чувством, потому что – ): «основанная» – (все проникнуто, основано и утверждено); «на горах» – (на самых высоких уровнях) – «святости».
С уважением и благословением
на кашерный и радостный праздник Песах!
/подпись/
Перевод Х. -Э. Грабарник, издательский отдел
еврейской общины г. Каменского, Украина