Всеобщее послание Любавичского Ребе на праздник Песах

12 Нісана 5776 (20 Кві, 2016) | Любавичський Ребе, Новини, Хасидут

Любавичский Ребе

Любавичский Ребе

5748 г., недельная глава Шмини, третий день недели, о котором дважды сказано «ИБО ХОРОШО», с Б-жьей помощью  11 Нисана,  предводитель колена Ашер, Бруклин,  год Акэль.

Мир и Благословение!

 

В продолжение письма, написанного в преддверие Субботы Новомесячья месяца Нисан, в котором говорилось о некоторых моментах, связанных со смыслом понятия «выход из Египта»,  где одно из указаний, изучаемых в первую очередь, – это требование освободиться от какого бы то ни было идолопоклонства, любых видов религиозных служений, которые, по сути, чужеродно-антагонистичны иудаизму как внешне (со стороны окружения),  так и по внутреннему содержанию,  что особенно подчеркнуто актом принесения пасхальной жертвы.

Стоит добавить акцент на то, что все подобные понятия нужно рассматривать с позиции, что «главное – поступок, применение на практике в повседневной жизни в соответствии с основным принципом Торы», что нельзя ограничиваться одним лишь изучением, даже таким, которое приводит к умозаключениям по практическому исполнению галахи (см. Пиркей Авот,  гл.1, м.17), что это абсолютная  необходимость для себя самого знать и делать «ДЕЛО, КОТОРОЕ ИМ ДЕЛАТЬ» (Шмот, 18:20),  необходимость обосновывать и обязанность исполнять заповеди на практике –   именно так, как объяснено, исполнять скрупулезно, в самых тонких деталях, только так, как красноречиво и ясно предписано в Шульхан Арух.

***

В соответствии с этим сосредоточимся здесь на некоторых нюансах, в этом году связанных с установлением времени первого дня праздника (Песах), с определением, и в мельчайших подробностях: времени дня недели, установлением времени дня месяца,  установлением времени дня в году.

В этом году первый день праздника Песах приходится на Субботу,  центральным моментом которой является  прекращение работы, покой и освобождение от каких-либо действий, разрешенных в праздничные дни,  чтобы этот день был «Шаббат Г-споду , Б-гу твоему» (Итро, 20:10, Ваэтханан. 5:14), день, посвященный абсолютной приверженности «Г-споду , Б-гу твоему», день святости.

Но этот день также относится к «выходу из Египта», как разъяснялось ранее, и несет в себе смысл освобождения от идолопоклонства – понятие, которое включает в себя всё, что чуждо и противоположно Б-жественности, Торе и заповедям, и это обратная сторона святости, и в самых мелких деталях, в соответствии с намеком, содержащемся в принесении пасхальной жертвы: «…ЕГО ГОЛОВА, С ЕГО НОГАМИ И С ЕГО ВНУТРЕННОСТЯМИ» (Шмот, 12:9).

Суббота и сама по себе напоминание о выходе из Египта,  более того, не просто напоминание как таковое, а напоминание во всех подробностях, и как известно, освобождение от любых воздействий и ограничений материальности будней, сосредоточение и погружение себя в святость, занятие духовностью – а это и есть настоящий «выход из Египта»,  выход за рамки теснин и ограничений.

   ***

Установление времени первого дня праздника  в месяце – в день четырнадцатого месяца Нисан, подчеркивает, что луна стала полной – достигла своего пика в росте, что явно видно в мельчайших подробностях; касательно людей – мужчин, женщин, детей, и касательно всех предметов, которые луна освещает и благодаря ее свету можно различить их цвет, оттенок, форму – вплоть до мелочей.

Заповедь освящения месяца сыны Израиля получили, находясь еще в Египте, в новомесячье Нисан более 3 300 лет назад, и вместе с этим Вс-вышний установил, что «Исраэль считает по (движению) луны», т.е. –  у евреев месяцы определяются в соответствии с  лунными фазами. Эта особенность отражает родословие, историю перемен, изгнания и освобождения, спадов и подъемов.

И тут же, тотчас после того, как лунный свет исчез, появляется молодой месяц, начинается «рождение» заново с обновленным светом и новыми силами, обещающим сынам Израиля, что и они так же обновятся,  вплоть до того,  как во всей полноте наступит Избавление.

Избавление от изгнания в Египте было в месяце Нисан, тогда, когда даже от зимней спячки природа пробуждается и  обновляется свежими силами. И так,  на протяжении 3 300 лет было время  раскрытия и освобождения, наступали спады и подъемы, но это путь к  полной завершенности, и более того, при помощи «спадов ради подъемов» до того часа, что наступит полное Избавление, абсолютное и вечное, и «в месяце Нисан были избавлены,  и в месяце Нисан будете избавлены», Геула  окончательная и полнейшая,  пик совершенства –  до такой степени, что во всей вселенной нет места падению и изгнанию, «достижение пика полноты» в наивысшей степени.

     ***

Особенность установления времени праздника Песах в году заключается в том,  что этот год – год Акэль, год «радостный» и «радующий». Эти качества еще более усилены тем, что все указания и дела праздника Песах должны быть исполнены в духе Акэль (во всех тонкостях): «НАРОД, МУЖЧИНЫ, ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ» (Вайелех,  31:12),  великим собранием, как единый народ, проникнутый чувством единства и объединения, каждый элемент в частности имеет обособленное существование – «мужчины»,  или «женщины»,  или «дети», – но вместе с тем – все вместе собираются и объединяются в единое сообщество, в один народ, народ, «который предназначил себе посредством Торы своей»,  исполнения указаний во всех деталях, чтобы быть «ЦАРСТВОМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И СВЯТЫМ НАРОДОМ» (Шмот,  19:6).

Для того, чтобы исполнять это, необходимо «РАЗЛИЧАТЬ МЕЖДУ СВЯТЫМ И НЕОСВЯЩЕННЫМ» у каждого лично и в его окружении,  посредством «И УЧИТЬ СЫНОВ ИСРАЭЛЯ ВСЕМ ЗАКОНАМ, КОТОРЫЕ ИЗРЕК ВАМ Г-СПОДЬ ЧЕРЕЗ МОШЕ» (Шмини, 10:10,11).

 И да будет так, что все, что имеет отношение к празднику Песах,  будет действительно исполнено на практике со всей тщательностью и скрупулезностью с удвоенной радостью: «радостно» и «радуя», с радостью для себя и радуя всех окружающих –  мужчин, женщин и детей.

И это, как гарантирует Тора, еще более приближает истинное Избавление и совершенство через приход  праведного Мошиаха и строительство Храма на прежнем месте,  и да мы увидим своими глазами – все вместе,  мужчины, женщины и дети – «коаним снова совершают жертвоприношения,  а левиим снова поют (свои песни) и играют (на музыкальных инструментах)» (молитва Мусаф  в праздники).

И словами Теиллим (началоТеиллим, 87) – а это указание, и во всех подробностях, в служении каждого из народа Израиля»: «Сыновьям Кораха  – (их главная работа  –  это раскаяние, ведь «нет ничего, что стояло бы выше раскаяния», как сказали наши мудрецы (Иерусалимский Талмуд,  Пеа); «Песнопение» – (необходимо воспевать и восхвалять Вс-вышнего); «на инструменте» – (то есть, всем, что принадлежит человеку): «песнь» – (и голосом,  и телом, и всем своим существом,  переполняясь чувством,  потому что – ): «основанная» – (все проникнуто, основано и утверждено); «на горах» – (на самых высоких уровнях) – «святости».

 

С уважением и благословением

на кашерный и радостный праздник Песах!

/подпись/

 

Перевод  Х. -Э. Грабарник,  издательский отдел

еврейской общины г. Каменского, Украина

 

buttons