buttons

Передача Днепропетровского областного радио. Холокост.

4 Швата 5777 (31 Січ, 2017) | ЗМІ про нас

В студии Леонид Бройтман и Инна Шеремет.

 

Леонид Бройтман: 27 января 1945 года советские войска освободили узников концлагеря Аушвиц (Освенцим), а с 2006 года, по решению Генеральной ассамблеи ООН, 27 января стал Международным днем памяти жертв Холокоста.

Шеремет Инна: Верховная Рада Украины 5 июля 2011 года приняла постановление, в котором призвала отмечать 27 января как День памяти жертв Холокоста в Украине на государственном уровне. За годы Второй Мировой войны в Украине фашистами и их пособниками было уничтожено более 1 миллион 500 тысяч евреев. Гибель миллионов женщин, стариков и детей – трагедия не только еврейского народа, но и всей Украины. Согласно рекомендации ООН в этом году на мемориальных мероприятиях особое внимание будет уделено теме: «Холокост и человеческое достоинство». Истории из жизни тех, кто пережили Холокост – это истории не только боли и страданий, но и триумфа и возрождения.

Леонид, Вам довелось побывать во время Марша мира в концлагере Аушвиц Биркенау. Расскажите об этом.

Бройтман Леонид: Да, там существует мемориал и на одном из первых мест плита на украинском языке «Тут були знищені півтора мільйона чоловіків, жінок, дітей здебільшого євреїв з усіх кінців Європи».

Концентрационный лагерь и лагерь смерти Аушвиц-Биркенау комплекс немецких концентрационных лагерей и лагерей смерти, располагавшийся в 1940-1945 годах на запад от Генерал-губернаторства, около города Освенцим, который в 1939 г. указом Гитлера был присоединен к территории Третьего рейха, в 60 км к западу от Кракова. В мировой практике принято использовать немецкое название Аушвиц, а не польское «Освенцим», поскольку именно немецкое название использовалось нацистской администрацией.

 Шеремет Инна: Если вернуться к Украине. Расстрелы в Каменском в годы оккупации – одна из страниц страшной истории ХОЛОКОСТА…

Леонид Бройтман: Связана она с массовым уничтожением евреев и других жителей нашего города в годы нацистской оккупации 1941-1943 гг. За этот период, особенно в первые дни оккупации нацистами были расстреляны сотни мирных жителей города.

В этот день главный раввин Каменского Леви Стамблер вместе с членами общины побывали на месте массовых расстрелов в годы Холокоста в Каменском и прочитали поминальную молитву Каддиш.

 Иллюстрацией этого страшного эпизода истории города стала картина художника Михаила Косинского «Каменский Бабий яр», написанная еще в 1993 году. Сегодня она хранится в еврейской общине Каменского.

Шеремет Инна: Здесь надо сказать, что группу «Поиск», которая занималась поиском мест расстрелов в Каменском во время оккупации, организовал Леонид Бройтман в 2003 году.

 Бройтман Леонид: Да, были определены места массовых убийств на территории котлована под химический цех нынешнего «Евраз ЮГ Кокса», проходной автотранспортного цеха ДМК, территории 4 больницы на улице Колеусовская, в районе так называемого Волчьего горла (район цемзавод).

Известный в нашем городе историк, Петр Кисилевич Фишбейн провел многолетний труд по установлению имен, погибших во время Холокоста евреев. В этих списках сотни фамилий евреев, погибших на фронтах Второй мировой войны и расстрелянных в Каменском в годы Холокоста.

 Своими воспоминаниями об ужасах, пережитых в годы войны, не один раз делились с учениками школы «Ор-Авнер» свидетели Холокоста Анатолий Фомич Лысенко и Борис Ильич Рубин:

Исследования о холокосте в Каменском несколько лет назад провела тогда еще ученица гимназии №39 Анастасия Тарасевич. Она подготовила историческую работу для Малой Академии наук, в которой попыталась восполнить неизвестные страницы оккупации в истории города.

Сегодня память о жертвах Холокоста в Украине, мире и на Днепропетровщине сохраняется в Музее «Память еврейского народа и Холокост в Украине», который находится в Еврейском центре «Менора». Здесь неоднократно бывали учащиеся Каменской школы «Ор-Авнер» и члены еврейской общины «Бейт Барух» из Каменского.

Шеремет Инна: СМИ города Каменского не оставили без внимания это событие и осветили его на своих сайтах и в периодических изданиях: disk-sport.com, «Репортер», «Событие». Сегодня этот список пополняется в ходе поисковых исследований Петра Фишбейна и других членов общины.

Леонид Бройтман: Список расстрелянных и погибших каменчан еврейской национальности в годы оккупации с 1941 по 1943 годы (данные взяты из Книги скорби Украины по Днепропетровской области т.1 и т.3):

1.Браславский Абрам Маркович (1871 г.р.)

2.Герман-Ямпольский Михаил Давидович (1914 г.р.)

3.Кицман Семен Артемович (1908 г.р.)

4.Кунин Лев Менделевич (1912 г.р.)

5.Полонская Анна Нутиевна (1929 г.р.)

6.Полонская Роза Моисеевна (1903 г.р.)

7.Соня Полонская Нутиевна (1934 г.р.)

8.Полонский Нутя-Лейзер Мошкович (1901 г.р.)

 9.Хлевнер Абрам Ильич, довоенный начальник ЖКО Днепродзержинского азотно-тукового завода (ныне ПАО «Днепразот»)

10.Шампан М.Б., учительница средней школы №20, расстреляна фашистами

11.Шурер Бронислав Иосифович

12.Ашотский Яков Яковлевич (1912 г.р.)

Полонские – это целая семья, расстрелянная фашистами.

Если у вас есть информация о погибших родственниках, обращайтесь к секретарю еврейской общины «Бейт-Барух» и УВК «Ор-Авнер».

Шеремет Инна: В апреле 2015 года состоялась поездка пятнадцати украинских журналистов – представителей различных еврейских и нееврейских СМИ Украины, в Берлин на учебный семинар по теме Холокоста. Леонид, Вы тоже были среди участников этого семинара. Так?

Леонид Бройтман: Семинар, посвященный «Геноциду европейских евреев – История и память», состоялся благодаря приглашению Доктора Вольфа Кайзера и Дома Ванзейской конференции при поддержке Еврейского фонда в Украине и Председателя его правления – Аркадия Монастырского. Чрезвычайно насыщенный четырехдневный семинар проходил в одном из самых живописных мест Берлина – на берегах озера Ам Гросу Ванзе (Am Großen Wannsee) на вилле “Марлир”, в доме-музее Ванзейской конференции или Мемориальном центре Холокоста.

Именно здесь, на этой роскошной вилле, прошло совещание представителей центральных органов исполнительной ветвей власти нацистской Германии, состоявшееся 20 января 1942 года, названное впоследствии Ванзейской конференцией. На той конференции было принято решение о путях и средствах воплощения в жизнь «Окончательного решения еврейского вопроса» – программы геноцида еврейского населения Европы, для которой в настоящее время используется термин «Холокост».

Шеремет Инна: Музейная выставка в доме Ванзейской конференции открыла тайны судьбоносной для европейского еврейства совещания, где всего за полтора часа пятнадцатью лицами во главе с Рейнхардом Гейдрихом – начальником Главного управления имперской безопасности, которого Герман Геринг назначил ответственным за, цитата: “окончательное решение еврейского вопроса”, были подписаны документы о начале страшного и массового уничтожение евреев, не знало в истории человечества аналогов. Позже, Адольф Эйхман, который был одним из 15 участников, на суде в Иерусалиме неоднократно говорил, что он маленький человек – таким был его взгляд на самого себя и степень своей ответственности за преступления против человечности. Но не настолько маленькими были амбиции и масштабы уничтожения евреев, которое готовилось.

Леонид Бройтман: Из наблюдений. – Хотелось бы отметить, что музеи и мемориальные комплексы переполнены посетителями. В некоторых местах группы школьников, что называется, наступали нам на пятки. Посещение таких экспозиций входит в школьные программы по денацификации Германии, по изучению нацистских преступлений, начавшихся с национал-социалистического переворота, в результате которого Гитлер в 1933 году пришел к власти.

Шеремет Инна: Да, надо помнить, что Холокост – преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60% евреев Европы и около трети еврейского населения мира; Холокост – Катастрофа европейского еврейства.

Леонид Бройтман: Накануне хотелось бы повторить эти слова множество раз: мы хотим знать, мы хотим понимать, мы хотим быть с открытыми глазами и ушами, которые слышат, чтобы ужас геноцида, ксенофобии и пропаганды антисемитизма никогда не захлестнул ни одну страну, ни один народ.