buttons

Жизнь и деятельность еврейских общин на Екатеринославщине

28 Нисана 5780 (22 Кві, 2020) | Історія, Пізнавально, С

Екатеринославскую губернию недаром именовали «обетованной землей евреев» – здесь, в черте постоянной еврейской оседлости, жизнь религиозных общин протекала наиболее активно и, в отличие от многих других мест империи, позже никогда не прерывалась.

В Екатеринославе (с 1926 года – Днепропетровске) жила семья седьмого Любавичского Ребе, а сам Менахем-Мендл Шнеерсон провел в этом городе молодые годы. Сюда же в шлихус в 1990 году, одним из первых в СНГ, приехал его ученик и посланник – раввин Шмуэл Каминецкий. Обо всем, что касается еврейской жизни, здесь говорят в превосходной степени: «самый», «наилучший», «единственная». Но творят эту «превосходную степень» реальные люди – старики, молодые, люди среднего поколения. У них есть чему поучиться.

В начале ХХ века в Екатеринославе жило 69 тыс. евреев – почти 40% населения города! Украинский историк Орест Субтельный пишет: «На Правобережье <Днепра> численность населения между 1844 и 1913 гг. увеличилась <…> на 265%, в то время как еврейского населения – на 844%! Эти исключительные темпы объяснялись прежде всего тем, что иудейская религия освящала многодетные семьи <…> среди них была меньшей детская смертность благодаря самопомощи еврейской общины и наличию своих врачей. Из 5,2 млн евреев империи конца XIX столетия более 2 млн жили на Украине. При этом если в империи они составляли 4% населения, то на Украине – 8, а на Правобережье – 12,6».

До Октябрьской революции в Екатеринославе работали 44 синагоги и молельных дома. Синагоги открывались по профессиональному принципу – шорников, портных, водовозов. Например, на территории нынешней центральной синагоги «Золотая Роза» когда-то существовали четыре «профессиональные» синагоги. Одна из них, еще 1800 года постройки, была деревянной, в свой час она сгорела, и на этом месте воздвигли большую каменную Хоральную синагогу. После Октябрьской революции, в 1920-х годах, «по просьбам трудящихся-евреев» здесь сначала обосновался Еврейский рабочий клуб, а затем – Дом культуры швейной фабрики имени Володарского…

Раввин Шмуэл Каминецкий стал одним из первых посланников Ребе, а пионерам всегда нелегко. Июнь 1990 года. Еще существовал СССР, только-только пал «железный занавес», а в город на Днепре уже прибыл молодой раввин. Сначала было очень трудно: без знания языка, в отсутствие кошерной пищи, элементарных удобств, жена ждет ребенка… Начинал он с того, что сам резал птицу (благо, прекрасно знал шхиту). Раввин Шмуэл хорошо запомнил одного горского еврея, который приехал к нему из области, за несколько десятков километров, и привез живую курицу. Оказалось, что он переехал в эти края с Кавказа 20 лет назад – и всё это время не ел мяса, потому что здесь не было шойхета…
А Ребе в США очень волновался о том, как живется ученику, а главное, его подопечным – евреям Днепропетровска. Звонили из его секретариата в Бруклине и напоминали раввину Шмуэлу: надо запасать картошку, ведь в здешних краях это главная еда и стоит она зимой дорого…

Из уст в уста передается история о первом параде Лаг ба-омер, когда вся община собралась на набережной Днепра и со страхом наблюдала, как на них медленно наплывает огромная грозовая туча, обрекая на провал тщательно подготовленный праздник. Раввин Шмуэл и его супруга звонили Ребе, молились на крыше гостиниц «Днепропетровск», где в то время обитали, – и на них не пролилось ни капли! Парад состоялся! Кажется, с тех пор прошло уже сто лет…

Сегодня раввин Шмуэл доволен. И Ребе был бы доволен…

С выходом на Украине указа о реституции культовых учреждений их прежним хозяевам здания синагог «с боем», «со скрипом», но стали возвращать. Из четырех сохранившихся в Днепре зданий синагог еврейской религиозной общине были возвращены три: здание Хоральной синагоги «Золотая Роза», «малой» синагоги на Коцюбинского и синагоги на улице Миронова. Именно в этой хабадской синагоге на Миронова по приезде из Николаева в Екатеринослав был раввином Леви-Ицхок Шнеерсон. Напротив нее стоит дом, в котором до ареста в 1939 году жила его семья и откуда в 1923-м уехал в Ростов будущий седьмой Любавичский Ребе.

Здание синагоги на Миронова вернули общине в середине 1990-х, сейчас в нем расположено общежитие ешивы «Ктана» («детской» ешивы). Сама ешива находится во флигеле, рядом со школой «Ор Авнер» имени Леви-Ицхока Шнеерсона. Раввин Рувен Чупин, директор ешивы, рассказывает, что она открылась в 1993 году, через два года после открытия школы, когда стало понятно, что есть дети, желающие глубже изучать иврит, Тору, Талмуд и, возможно, продолжать свое религиозное образование в дальнейшем. Сейчас здесь учится 70 мальчиков из разных городов Украины.

Здание Хоральной синагоги было возвращено общине в 1996 году, автором проекта реконструкции стал известный архитектор Александр Дольник. В 2000 году центральная синагога «Золотая Роза» – предмет особой гордости евреев Днепра – вновь расцвела для своих прихожан. После реконструкции она «выросла», «похорошела». На международном архитектурном фестивале «Зодчество-2001» в Москве эта работа получила Золотой диплом.

В Днепре сегодня большая дружная община, разветвленная сеть учебных заведений, благотворительных организаций и программ, активная и многосторонняя еврейская жизнь. В Днепропетровской области – также несколько общин, где открыты синагоги, свои школы и детские сады…

Если вы спросите любого еврея в Днепре: «Почему у вас так много еврейских домов и почему в них так хорошо людям?» – он ответит: «Потому что у нас есть мудрый раввин Шмуэл Каминецкий. А еще потому, что у нас мощная община, у нее сильный Попечительский совет, а во главе его – президент Геннадий Боголюбов. Если бы их не было, что-то да было бы, но ТАКОГО – не было бы точно».