buttons

Религиозная жизнь еврейских общин Каменского-Днепродзержинска в 1920 – 1941 гг.

5 Ияра 5780 (29 Кві, 2020) | Історія, Пізнавально, С

Установление советской власти в Украине не могло не повлиять на положение религиозных конфессий. Широкомасштабная борьба советского государства против религии была заранее спланированной политикой на десятилетия вперёд. Разница в отношении к религиозным организациям и верующим на разных этапах заключалась только в силе и характере давления на них.

Основы религиозной политики были заложены в декрете Совнаркома РСФСР от 20 января 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных товариществах», который через несколько лет был переименован по-другому – «Об отделении церкви от государства, и школы от церкви». Его последовательное выполнение на Украине тормозилось гражданской войной, во время которой закрывались религиозные учреждения.

Как же эти события отразились на религиозной жизни еврейской общины Каменского?

22 декабря 1922 года вышло постановление Екатеринославского губисполкома об обязательной регистрации всех религиозных общин.
В годы НЭПа отмечается послабление атак на религию, что вызвало оживление религиозной жизни. Но в это время в общине не хватало денег на ремонт и другие хозяйственные нужды. Еврейская община почти распалась, не имея средств на содержание в надлежащем положении синагог, еврейской школы, мацепекарни.

Днепровский металлургический завод не работал. Тысячи рабочих остались без зароботка, уехали из Каменского. Уезжали и еврейские семьи. Лишь в середине двадцатых годов, когда был пущен металлургический завод, начинается постепенное возрождение жизни в Каменском. В село Каменское вернулись жители, приехали новые люди, увеличилось и число евреев. В 1926 году, согласно переписи, в селе жило несколько сот евреев.

В 1923-1925 гг. в Каменском и окрестных сёлах были зарегистрированы 12 религиозных общин. Среди них – две еврейские синагогальные – Бет Гамедоаш Гайошон и Тиферес Исруэль при старой и новой синагогах (на Старопочтовой улице, 3, возле старой проходной Днепровского завода и на ул. Васильевской).

Интересен «Отчёт о деятельности Каменской еврейской религиозной общины», датированный 03.12.1924 года:
«Каменская еврейская религиозная община существует почти с начала периода постройки Днепровского завода. Многочисленное еврейское поселение давало возможность общине исполнять намеченные ею работы с целью: поддерживать нуждающихся, содержать духовенство, школу, где обучают детей бесплатно, раздавать мацу на праздник Песах неимущим. С развитием промышленности развивалась и наша община. Но вот пришла гражданская война, стал Днепровский завод – материальная опора местного населения, многие разъехались, и наша община почти распалась, Последнее время слишком мала и, ещё хуже, безденежна, она все же старалась помогать бедным собратьям и обеспечивать их семьи, но её усилия тщетны. Они разбиваются о гранит материального неблагополучия. Школа закрыта, духовенству отказано, и еврейская община в своем развитии низошла до самой последней степени. Приходится ей довольствоваться слишком малым: ходить молиться 2 раза и отрывать гроши на содержание синагоги: ремонт, топливо и т.п.». (Здесь и далее во всех документах сохраняется орфография подлинника).

Согласно описи, составленной в сентябре 1926 года, имущество Новой синагоги составляли: шкафов – 4; скамеек – 70; столиков-пюпитров – 16; висячих ламп – 7; деревянных столика – 2 (всё в ветхом состоянии); свитков Торы – 13; подсвечник из стекла – 1; книги на древнееврейском, среди которых были раритеты. Инвентарь Старой малой синагоги на Почтовой улице состоял из скамеечек, столиков – 10; больших столов – 3, свитков Торы.

Имущество двух синагог, по мнению Председателя культового имущества Афанасьева, составляло в 1926 году 5498 руб.

В конце 1928 года началась кампания по сбору подписей сторонников закрытия культовых учреждений города. Наибольшую активность проявляли неверующие евреи, требующие проведения демонстрации возле Каменского райисполкома, который находился возле новой синагоги, и закрытия синагоги.

Увы, кампания 1929 года по закрытию религиозных зданий была доведена большевиками до конца: закрыты Николаевская церковь, костёл, кирха и новая синагога. Государственный механизм уничтожения религии был запущен.

Так, в декабре 1929 года закончилось «бессрочное пользование» Новой синагогой, построенной евреями на свои деньги в 1913 г. Все другие документы 30-х годов относятся уже только к одной «Старой» синагоге на Старопочтовой улице. С тех пор приходилось согласовывать с местными властями проведение общих собраний верующих в оставшейся Старой синагоге. В 1934 году Днепропетровский областной совет Товарищества содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР начал организацию аэроклуба в Каменском. Начальнику аэроклуба Михаилу Маркину приглянулось здание старой синагоги, в которой ещё проводилось богослужение. Так, в 1935 году помещение было отнято у евреев. Но непосредственно перед закрытием синагоги были распространены слухи, что еврейская община сама отказалась от здания.

Через некоторое время председатель еврейской общины Григорий Фридман передал инспектору отдела культуры Петренко по акту имущество синагоги.

Десятилетия синагоги в городе не было, но еврейская община не погибла. Несмотря на тяжёлые предвоенные и послевоенные годы, евреи Днепродзержинска (Каменского) находили возможность молиться и соблюдать еврейские традиции.

Из воспоминаний Марии Ильиничны Ореховской, (род. в 1914 году):
«Мой дядя Иоффе Мендл-Лейб был шамесом в синагоге на Старо-Почтовой улице, 3; и дедушка, и отец были очень набожными, и в нашем доме после закрытия синагоги, примерно с 1936 года, проходили молитвы. До войны ими руководил мой дедушка. На двери нашего дома висит мезуза, ее прибил мой дедушка. После его смерти молитвами руководил мой отец, Зильберман Илья Моисеевич. Он умер в 1982 году. В наш дом приходили евреи, не менее 10 человек – мужчины, и молились»

(Использованы документальные материалы из архивов библиотеки синагоги «Бейт Реувен» г. Каменское)