buttons

День рождения Ребе РаШаБ

20 Хешвана 5783 (14 Лис, 2022) | Історія хасидизму, Пізнавально, С, Хасидут

rebe-rashab 20 хешвана 5783 исполнился 161 год со дня рождения Пятого Любавического Ребе, раби Шолом-Дов-Бера.

Он родился в местечке Любавичи (ныне городок на российско-белорусской границе) в 5621 году (1860), его отцом был раби Шмуэль (МААРАШ), Четвертый Любавический Ребе, а матерью – ребецн Ривка.

Ребе РаШаБ возглавил еврейский народ на рубеже XIX и XX веков, был основателем знаменитой иешивы «Томхей тмимим», вел бескомпромиссную борьбу с ассимиляцией и попытками отлучить евреев от их извечной религии, ревностно защищал свой народ от антисемитизма российских, а затем и советских властей. Вместе со многими евреями Белоруссии он пережил этническую чистку 1915 года, устроенную российским правительством, когда евреи были насильственно переселены вглубь империи. Разлученный со своими родными Любавичами, бывшими столицей ХаБаДа на протяжении ста двух лет, но окруженный верными хасидами, Пятый Любавический Ребе перенес центр Любавического хасидизма в город Ростов-на-Дону. В этом городе он покинул материальный мир 2 нисана 5681 (1920) года.

Сохранился рассказ о его рождении, который поведала миру его мать, праведная ребецн Ривка.

«Десятого Кислева 5620 года я увидела во сне свою мать, ребецн Шейну и своего деда, Мителлер Ребе (раби Дов-Бера, второго Любавического Ребе). Мать сказала мне с радостью на лице: «Ривка! Ты и муж твой написали свиток Торы!» А дед, Мителлер Ребе, сказал: «И будет у вас хороший сын. Именем моим назовите его, не забудьте». Мама добавила: «Ривка! Ты слышишь, что говорит тебе мой отец?!» – и я проснулась от сна.

Весь день не давал мне покоя тот сон. Однако со своим мужем я не говорила и не рассказала ему про сон. Спустя два или три дня заболела моя теща, и я помогала ей. На завтрашний день ее состояние улучшилось.

После молитвы мой тесть, Ребе Цемах-Цедек, вошел в комнату моей тещи, и я рассказала ему, что ночью видела сон. Сказал мне тесть мой: «Написано в Геморе, что сон хорош для больного. В отношении снов существует два мнения: одно, что снам доверяют; второе, что не доверяют». Тут тесть мой повернулся ко мне и произнес: «А хороший сон, – конечно, необходимо осуществить его».

Когда тесть мой ушел, я стала размышлять над тем, что сказал он про сны: «Хороший сон необходимо осуществить…» Я размышляла об этом и решила рассказать своему мужу про этот сон, однако в те дни я была занята и сделать этого не успела.

19 Кислева мне приснился еще один сон. На этот раз ко мне пришли моя мать, дед мой – Мителлер Ребе, и еще один человек, старец. Мама сказала мне: «Ривка! Ты и муж твой написали свиток Торы». Дед сказал мне: «И будет у тебя хороший сын!» Старец произнес: «Омейн! – так скажет Вс-вышний», – а мама закончила: «Дедушка, благослови ее!» – и старец меня благословил. Дед – Мителлер Ребе и мать ответили: «Омейн!» – и я тоже громко произнесла: «Омейн!» – и проснулась.

Мой муж уже проснулся от сна, но еще находился в комнате и спросил меня: «Что это, как я слышал, ты ответила «Омейн»?» Омыла я руки после сна и сказала ему, что мне снился сон, и через час я приду к нему в комнату и расскажу о нем. Я рассказала своему мужу про сон десятого Кислева и также сон, который видела прошедшей ночью, и муж мой сказал мне: «Это хороший сон. Почему ты не рассказала о нем мне? Такие сны – из стоящего на высотах мира».

Пожелал мой муж, чтобы свиток Торы был написан на пергаменте из шкуры животных, зарезанных кошерно. Такой пергамент нелегко достать, и прошло еще несколько недель, пока мы достали пергамент. Тесть приказал моему мужу, чтобы написание свитка было скрытным, лишь в присутствии его брата, а начало написания свитка, чтобы состоялось в комнате моего тестя. Муж мой торопил сойфера (писца) с написанием свитка.

В течение дней Рош А Шана и Десяти дней Тшувы всем стало известно, что на следующий день после Йом Кипура состоится завершение написания свитка Торы. Многие из гостей, приехавших на Йом Кипур, остались на завершение написания свитка. На следующий день после Йом Кипура рано утром мой тесть позвал моего мужа и сказал ему: «Сегодня устрой большую трапезу. Также я приду на трапезу и буду говорить хасидус. Однако завершение написания свитка не проводи сегодня», – и не дал этому никакого объяснения.

В понедельник, тринадцатого Хешвана, тесть позвал моего мужа и сказал ему: «Сегодня вечером позови сойфера в мою комнату. Позови также твою мать, и скрытно проведем завершение написания свитка».

Я сшила «рубашку» для свитка Торы, и когда принесла эту рубашку в комнату тестя, он сказал мне: «Мазл Тов! Осуществит Всевышний слова благословения, которым благословили тебя, тесть мой (Мителлер Ребе) и дед мой (Альтер Ребе)».

В понедельник, двадцатого числа месяца Хешван родила я сына моего на долгие дни и годы…».

 

(По материалам djc.com.ua, moshiach.ru)