buttons

Дедушка из Шполы

18 Швата 5776 (28 Січ, 2016) | Громада, Новини громади

19 швата участники программы Колель Тора из Днепродзержинска приняли участие в традиционной трапезе в честь чудесного спасения известного цадика – Шполер Зейде – Дедушки из Шполы.

А предшествовал фарбренгену урок раввина Леви Стамблера по недельной главе Торы – Итро.

Наша община уже не впервые принимает участие в трапезе, посвященной чудесному спасению Шполер Зейде. И это не случайно, так как главный раввин Днепродзержинска Леви Ицхак Стамблер является прямым потомком Дедушки из Шполы в девятом поколении. А Шполер Зейде завещал всем своим потомкам отмечать этот день праздничной трапезой.

Дедушка из Шполы

Беларева Ривка. Медвежья шкура. Дедушка из Шполы

Много интересных историй и притч звучало в этот вечер из уст раввина Леви Стамблера Слушатели Колель Торы добавили немало интересных историй из жизни цадика. Ведь главное в жизни этого великого человека было помогать людям, говорили Авраам Мильман, Мойше Ицхак Трубник, Нохум Сигалов и другие. Вот эти истории, которые завершились традиционным исполнением хасидской песни Гоп козак.

Знаменитый праведник и чудотворец рабби Арье-Лейб из Шполы заступался за бедных, выкупал пленных, устраивал свадьбы сиротам. «Шполер Зейде» был очень эмоциональным человеком. Будучи в гостях у основателя движения ХАБАД («Альтер Ребе»), он рассказал, что когда ему было три года, он видел основателя хасидизма — великого Бааль Шем-Това: «Он положил свою святую руку на мое сердце, и с тех пор там горячо».

Рабби Арье-Лейб из Шполы водил дружбу даже с евреями-ворами. «Владыка Вселенной! – восклицал он в своих молитвах. – Посмотри на моих воров! Даже самые худшие из них достойны похвалы!»

Несколько лет тому назад, во время визита в одну из синагог Москвы, реб Леви Стамблер беседовал с прихожанином синагоги и поинтересовался его родословной, а также тем какие фамилии встречались у него в роду. Каково же было удивление нашего раввина, когда он услышал, что фамилия собеседника по материнской линии Зейде. Он сразу же позвонил маме своего неожиданного родственника и спросил ее знает ли она что-либо о трапезе в честь спасения Шполер Зейде, после того как его повозка провалилась под лед на озере… «Да, – сказала собеседница, – у нас в семье всегда чтили этот обычай, но потом много лет я не соблюдала эту традицию…, но теперь обязательно буду». Вот так реб Леви, благодаря традиции о трапезе, через 250 лет нашел своих родственников. И теперь ежегодно в этот день – 19 швата – он звонит представителю еще одного колена знаменитого цадика рабби Арье-Лейба из Шполы.

Однажды, в праздник Рош ха-Шана, после окончания молитвы, рабби рассказал своим хасидам, что во время молитвы он увидел, как ангел-обвинитель воздвиг стену между молитвами евреев и их Небесным Отцом. Праведник пытался найти хотя бы щёлочку, но стена была глухой и прочной, без малейшего просвета. «И тут я вспомнил о моих ворах, — сказал праведник. – Для них открыть или взломать самый крепкий замок – пустячное дело. Я воззвал к ним, и когда они пробили стену, хлынул яркий свет, ибо Вс-вышний в это мгновение пересел с Трона Правосудия на Трон Милосердия. Ангелы донесли до Него молитвы народа Израиля. И я вознёс хвалу Всемогущему за то, что Он принял молитвы моих воров, благодаря которым пришло спасение для всех наших братьев». Закончив свой рассказ, праведник улыбнулся и добавил: «Ну? Что скажете о моих ворах? Видите теперь, какой похвалы они достойны?»

Когда другой еврей — Йоселе-вор, отказался изменить своей вере и принял мучительную казнь, то рабби Арье-Лейб сказал, что хотел бы после своей смерти лежать рядом с этим святым человеком. Поэтому на старом кладбище Шполы находятся рядом две могилы – Шполер Зейде и Йоселе-вора. На скромном каменном надгробье вырезано: «Здесь покоится святой мученик – Йоселе-вор».

Осталось множество историй о «Шполер Зейде», в которых он выручает должника из тюрьмы, помогает бедным людям вернуть их деньги и даже разоблачает предательство русского полковника во время войны с Наполеоном. От рабби Арье-Лейба до наших дней сохранился известный среди хасидов «Медвежий танец» (с припевом «Хоп, козак!»).