Легкого всем поста!
Законы Девятого Ава
1. Девятого ава в синагогах в знак траура принято снимать занавес с арон кодеша. Перед хазаном не ставят зажженных свечей, даже если этот день – годовщина смерти его близкого родственника (йорцайт). Днем в синагоге свет не включают вообще, а вечером – только такой, которого будет достаточно для чтения.
2. В “Маариве” читают “Шма” и “Шмонэ-эсрэ” так же, как в будни – только неторопливо и скорбно, как принято во время траура. После того, как хазан произносит “Кадиш шалем”, все садятся на пол или на низкие скамейки (не выше 25 см) и читают книгу Эйха (Плач Иеремии) и кинот (траурные элегии) – тоже не торопясь, скорбно. Чтец читает книгу Эйха очень тихо, делая небольшие паузы между стихами и более длительные – между главами. Начало следующей главы он читает громче начала предыдущей и каждую главу заканчивает в полный голос. Все присутствующие в синагоге вслед за чтецом повторяют каждое слово про себя. Последний стих книги (“Верни нас, Г-сподь, к Себе…”) громко произносят все молящиеся, и чтец повторяет за ними.
Затем, как на исходе субботы, читают “А Ты, святой…”. После этого хазан повторяет “Кадиш шалем”, пропуская предпоследнее предложение (“Да будут приняты молитвы и просьбы…”), поскольку сказано в книге Эйха (3:8) о Девятом ава: “Не дает Он дойти до Себя молитве моей”. (В “Шахарит” на следующий день, читая “Кадиш шалем”, он также пропускает эти слова, но в “Минхе” читает полностью.) Книгу Эйха и кинот читает и тот, кто молится без “миньяна”.
3. Проснувшись утром Девятого ава, омывают только пальцы рук (разрешается еще мокрыми пальцами провести по глазам). Согласно Каббале, в этот день силы святости настолько слабы, что силы скверны, если можно так выразиться, “не заинтересованы” в борьбе с ними и потому поражают лишь пальцы рук.
4. Девятого ава в числе утренних благословений не произносят “…Давший мне все необходимое”, поскольку, согласно Талмуду, это благословение относится к той обуви, которую Девятого ава не надевают.
5. Девятого ава читают “Тфилат гашахар” полностью, без пропусков.
6. Утром не возлагают тфилин и не облачаются в “большой талит”, так как тфилин в Танахе называется “великолепием” (см. Йехезкель, 24:17), а “большой талит” в арамейском переводе книги Эйха уподоблен царской порфире. Тот, кто не спит в “малом талите”, а надевает его после сна, не произносит благословения “Заповедавший нам заповедь о цицит”. Читая “Шма”, не собирают кисти “малого талита” (как описано выше, 17:5) – даже неженатые, которые весь год молятся без “большого талита” и во время чтения “Шма” собирают цицит “малого талита”.
7. В “Шахарит” Девятого ава “Псукей дезимра”, “Шма” и “Шмонэ-эсрэ” читают так же, как в остальные дни года. Однако хазан, повторяя “Шмонэ-эсрэ”, читает в 7-м благословении вставку “Анейну”, пропускает “Биркат коганим”, а после “Шмонэ-эсрэ” произносит “Хаци-кадиш”.
Как уже было отмечено (119:2), Девятого ава не читают “Таханун”.
Девятого ава читают Тору (Дварим, 4:25-40), а в качестве “гафтары” – отрывок из книги Ирмеяу (8:13-9:23). Затем возвращают свиток Торы в арон кодеш, садятся на пол или на низкие скамейки и неторопливо читают кинот (читать кинот желательно до самого полудня).
После кинот читают “Ашрей”, “Кдушу” из “Ува лецион” (при этом пропускают “Ламенацеях” и начинают сразу со слов “А Ты, святой”), хазан произносит “Кадиш шалем” и потом все заканчивают “Шахарит” молитвой “Алейну” и чтением “Кадиш ятом”.
Тот, кто находится в трауре по умершему близкому родственнику, читает, как и в остальные дни года, “Кадиш дерабанан”. Но в отличие от всех остальных дней года в этот день прежде, чем начать “Кадиш дерабанан”, он прочитывает не отрывок из трактата Микваот, а конец 3-й главы трактата Моэд катан (так как этот трактат разрешается изучать тем, кто находится в трауре, а следовательно, и Девятого ава).
Затем каждому рекомендуется самостоятельно еще раз прочитать книгу Эйха.
8. Тому, кто пребывает в семидневном трауре по умершему родственнику, разрешается Девятого ава пойти в синагогу и на “Маарив”, и на “Шахарит”. Он может быть вызван к Торе и даже для чтения “гафтары”, так как этот день – траурный для всех. Однако он имеет право находиться в синагоге только до тех пор, пока не закончат чтение кинот.
9. Слова Торы веселят сердце, ибо сказано: “Повеления Б-га справедливы, радуют сердце” (Тегилим, 19:9). Девятого ава разрешается изучать только те отрывки Торы, которые, наоборот, вызывают в сердце печаль. К ним относятся: отрывки из книги пророка Ирмеяу, в которых говорится о бедах и наказании, ниспосылаемых Всевышним (причем пропускают части текста, где Всевышний утешает народ Израиля и угрожает наказанием народам мира); книга Иова; Мидраш Эйха; отрывок “Сказал раби Йоханан” из трактата Талмуда Гитин (55б-58а); конец трактата Таанит из Иерусалимского Талмуда. Однако заниматься глубоким анализом изучаемого текста запрещено, так как это отвлекает от скорби и, напротив, доставляет радость.
10. Беременные женщины и кормящие матери обязаны Девятого ава поститься до конца дня – если, конечно, это не угрожает их здоровью. Больной и физически слабый человек, а также роженица в период от 7 до 30 дней после родов, имеют право, с разрешения раввина, прервать пост после полудня. Если роженица чувствует себя хорошо и уверена, что пост ей не повредит, она должна поститься до вечера. Тот, кто в этот день не постится, обязан есть только самую простую пищу и в минимальном количестве.
11. Девятого ава запрещено мыться, но разрешается смывать грязь. Поэтому тот, кто по утрам после сна, как правило, промывает глаза, имеет право сделать это и Девятого ава, если в этом есть необходимость. После посещения туалета разрешено омыть руки, но не так тщательно, как обычно. Перед “Минхой” омывают пальцы.
12. Не принято раньше полудня готовить пищу для вечерней трапезы после поста – если только в этом нет необходимости для исполнения какой-либо заповеди. Продукты моют, как обычно.
13. Тот, кто Девятого ава спешит куда-либо для исполнения заповеди, имеет право перейти воду вброд по пути туда и обратно – если другой дороги нет. Но тому, кто спешит по своим личным делам (например, чтобы спасти свое имущество), Галаха запрещает переходить воду вброд на обратном пути.
Пришедшему Девятого ава с дальней или трудной дороги разрешается вымыть ноги.
14. В этот день запрещено умащаться благовониями и кремами. Но это разрешено в лекарственных целях: например, смазать рану мазью.
15. Девятого ава запрещено надевать кожаную обувь. Исключение делается только для тех, кто находится в пути и идет пешком, и для тех, кто живет среди неевреев и боится вызвать насмешки с их стороны. В первом случае путник, дойдя до населенного пункта, обязан сразу же снять кожаную обувь. Во втором случае принято насыпать в обувь немного земли или песка.
16. Девятого ава запрещена супружская близость. В этот день вообще следует исполнять все ограничения, связанные со временем, когда жена – нида.
17. В этот день евреям запрещено приветствовать друг друга. Но если еврея приветствует нееврей или еврей, не знакомый с этим запретом, надо из вежливости ответить на приветствие, но тихо и серьезно, чтобы тот не обиделся и понял, что этот день необычный. Девятого ава запрещается также делать подарки, так как это равнозначно приветствию.
18. Девятого ава не совершают прогулки.
19. Некоторые авторитеты Галахи запрещают курить Девятого ава, а некоторые разрешают – но только после полудня и незаметно для других.
20. Мудрецы наши говорят, что тот, кто работает Девятого ава, не увидит благословения от своей работы. Тем не менее, после полудня разрешено выполнять срочную работу, а чтобы не понести значительные убытки – то и в ночь на Девятое ава, и днем до полудня. (Слово “работа” употреблено здесь не в галахическом, а в его обычном значении. Например, согласно Галахе, зажигать огонь, завязывать узлы и т. п. в субботу запрещено. Девятого ава делать это разрешено.)
21. До полудня принято сидеть на полу или на низких скамейках.
22. Если Девятого ава необходимо сделать обрезание младенцу, это совершают после чтения кинот. В честь исполнения этой заповеди отец и мать ребенка, сандак и могелъ имеют право надеть праздничную одежду (сразу после церемонии они обязаны снять ее). Помещение, в котором совершают обрезание, может быть празднично освещено. Вино, над которым произносят благословение, дают выпить какому-нибудь ребенку.
23. Перед “Минхой” облачаются в “большой талит” (произнося благословения), возлагают тфилин, читают “Шма” (без благословений) и то, что было пропущено в “Шахарит”. Затем приступают к изучению ежедневного урока Торы – глав Тегилим, относящихся к данному дню месяца, отрывка из Торы, имеющего отношение к данному дню недели, и отрывка из “Таньи”, соответствующего данному дню года, но не изучают “Мишнэ Тора” Рамбама (см. выше, 27:4). Лишь после этого молятся “Минху”, а после нее возлагают “тфилин дерабейну Там”.
В “Шмонэ-эсрэ”, которую читают шепотом, изменяют окончание 14-го благословения, добавляя молитву “Нахем” (“Утешь”). Если по ошибке эту молитву пропустили и вспомнили об этом в середине следующего благословения, ее читают после вставки “Анейну” (которую читают во время каждого поста), но в заключении уже не произносят слова “Благословен… утешающий Сион”, а, как всегда, прочитывают “Ведь Ты внимаешь молитвам каждого…” и т. д. Если же вспомнили о том, что забыли произнести “Нахем”, только после того, как в заключении следующего благословения упомянули имя Всевышнего (“Благословен Ты, Г-сподь…”), то заканчивают обычными словами (“…внимающий молитве”) и “Нахем” уже не читают.
Повторяя вслух “Шмонэ-эсрэ”, хазан прочитывает “Биркат коганим” (а в Стране Израиля коэны совершают несиат капаим), затем читает “Кадиш шалем” уже без пропуска слов, после чего все читают “Алейну”.
24. Перед “Мааривом” снимают “большой талит” и тфилин. Сразу после “Маарива” (или, в крайнем случае, сразу после возвращения домой) совершают нетилат ядаим так же, как каждое утро – омывая руки до запястья.
Если небо чистое, то совершают освящение луны сразу же, выйдя из синагоги. Но когда есть возможность спустя некоторое время после “Маарива” снова собрать “миньян”, рекомендуется совершать освящение луны не сразу, а сначала следует умыться и перекусить.
25. В Талмуде сказано: “Седьмого ава враг ворвался в Храм, пировал в нем и разрушал его 7-го и 8-го, а под вечер 9-го поджег его, и горел он до самого заката солнца 10-го ава. Однако не установили пост 10-го ава – хотя большая часть Храма сгорела в этот день, – потому что начало бедствия страшнее его окончания”.
Иерусалимский Талмуд упоминает о том, что некоторые мудрецы постились два дня подряд или, по крайней мере, 9-го ава и в ночь на 10-е. Тем не менее, всеобщий пост установлен мудрецами 9-го ава, а до полудня 10-го ава соблюдают некоторые траурные обычаи. Так, не едят мяса и не пьют вина (кроме случая, когда принимают участие в трапезе в честь исполнения заповеди), не произносят благословения “Шегехеяну”, не моются для удовольствия, не стригутся и не стирают белье. Тот, кто до самого полудня 10-го ава придерживается и других запретов, связанных с постом Девятого ава, достоин всяческих похвал.
Если 10-го ава совпадает с пятницей, то в честь наступающей субботы разрешается мыться, стричься и стирать белье с самого утра.
26. Роженица должна поститься Девятого ава, если после родов прошло семь или более дней. В ночь на 10-е она имеет право есть мясо и пить вино.
27. В ночь на 10-е ава следует воздерживаться от супружеской близости, кроме тех случаев, когда в этот вечер женщина посещает миквэ или мужчина возвращается домой после долгого отсутствия.
(По материалам сайта ru.chabad.org)