Период с 17 тамуза по 9 ава называется «Бейн амецорим» (между теснинами) и он имеет ряд важных особенностей. В этом году он продолжается с 21 июля по 11 августа, и так как 9 ава приходится на субботу, пост перенесен на следующий день.
В память о событиях, связанных с разрушением Первого и Второго Храмов, еврейские мудрецы, благословенна их память, установили особые законы траура. Часть из них начинают соблюдать уже с 17 Тамуза, а в новомесячье Ава вступает в силу еще ряд постановлений и обычаев, причем строгость траура нарастает с приближением к 9 ава, когда скорбь еврейского народа по разрушенному Иерусалимскому Храму достигает кульминации.
Для сведения наших читателей мы публикуем краткое изложение этих законов и правил. В случае возникновения вопросов по применению их в особых случаях следует обращаться к раввину.
Краткие законы траура по разрушению Храма. От 17 Тамуза по 10 ава
С 17 Тамуза
1. Законы, связанные с тем, что этот период неблагоприятен для еврейского народа
Желательно не подвергать телесным наказаниям детей и учеников. Не следует посещать «опасные места»: бассейны, пляжи, участвовать в походах. Желательно не выходить в безлюдные места с четвертого по девятый временные часы. По нашему времени это примерно с 10:30 утра и до 4:30 дня. Операции и другие виды медицинского вмешательства, которые можно отложить на период после 9 ава, желательно не осуществлять в этот период. Говорят, что это неудачное время для поиска квартиры, но поскольку неизвестен источник этого опасения, можно это разрешить до новомесячья ав.
2. Свадьба и музыка
Члены ашкеназских общин не женятся с 17 Тамуза, а сефарды, в основном, с новомесячья ав. Ашкеназу разрешено участвовать в свадебном веселье сефардов. Знакомство с целью брака – шидух и помолвка (эрусин) разрешены, даже с праздничными трапезами.
С 17 Тамуза не слушают музыку, не устраивают танцы и пляски. Музыкой считается не только «живое» исполнение, но и радио, кассеты, диски и т.д. Разрешено слушать песню, исполняемую без музыкального сопровождения, но петь самому нежелательно. Пение, которое приводит к святости, единению с Творцом – разрешено. Детям пение не возбраняется. Уроки музыки как средство заработка разрешены, но домашние упражнения ученика, если в этом нет острой необходимости, желательно запретить. Музыканту ашкеназу в целях заработка можно выступать на сефардской свадьбе.
3. Праздничные трапезы
Разрешено устраивать трапезу «семи благословений» после 17 Тамуза для тех, кто женился до этого периода. Трапезы по случаю обрезания, бар-мицвы, выкупа первенца, новоселья, завершения трактата также разрешены. Трапезы должны проводиться без музыкального сопровождения.
4. Благословение «Шеэхэяну»
С 17 Тамуза не принято благословлять «Шеэхэяну » – «Благословен Ты и т.д., что дал нам дожить до этого времени» – на новые вещи и плоды. Разрешено благословить «Шеэхэяну» на плод, который будет невозможно найти после 9 ава. В новомесячье Ава и во все субботы, которые приходятся на этот период, разрешено благословлять «Шеэхэяну». (Однако, по мнению Аризаля это нежелательно). Благословение «Шеэхэяну» на заповеди, такие, как обрезание, выкуп первенца, омовение гера в микве, – разрешено.
В случае если человек забыл, что «Шеэхэяну» запрещена и благословил на новый плод «Создающий плод дерева», а затем вспомнил о запрете благословлять «Шеэхэяну», – разрешено произнести «Шеэхэяну». Благословения «Агомель» и «Атов ве Аметив» в месяц Ав произносить разрешено.
5. Строительство, ремонт, посадки
С 17 Тамуза не принято белить и красить, строить, если в этом нет особой необходимости, сажать декоративные растения ради наслаждения и увеселения.
6. Стрижка и бритье
Ашкеназские евреи с 17 Тамуза не стригутся и не бреются. В большинстве сефардских общин стрижка и бритье разрешены до той недели, на которую приходится 9 ава, хотя некоторые сефарды также не стригутся и не бреются с 17 Тамуза.
Запрет стрижки касается как мужчин, так и женщин, и включает все волосяные покровы.
Запрещено профессионально укладывать и укорачивать парик, но расчесывать его разрешено.
Если усы и борода мешают есть или пить, разрешено их подстричь.
Для медицинских нужд стрижка и бритье разрешены (например, чтобы очистить место для операции). Человеку, который из-за траура по близким родственникам не стригся и успел сильно обрасти, а период его личного траура заканчивается после 17 Тамуза так, что он не имеет возможности постричься до 17 Тамуза, разрешено постричься по истечении его личного траура.
Родителям ребенка, которому делают обрезание в один из дней с 17 Тамуза до той недели, на которую приходится 9 ава, в честь обрезания разрешено стричься и бриться с вечера, предшествующего дню торжества. Это разрешение распространяется также на сандака и на моэля.
Если обрезание происходит в ту неделю, на которую выпало 9 ава, согласно некоторым мнениям, даже людям, имеющим к обрезанию самое прямое отношение, запрещено стричься и бриться.
В годы, когда 9 Ава выпадает на субботу и, согласно закону, пост переносится на следующий день, по некоторым мнениям, уже в неделю, предшествующую 9 ава, запрещено стричься и бриться в честь обрезания, даже людям, которые непосредственно причастны к бриту.
Юноше, тринадцатилетие – бар-мицва – которого приходится на период с 17 Тамуза до той недели, на которую выпадает 9 ава, согласно некоторым мнениям, разрешено стричься. Другие раввины это запрещают. В саму неделю, на которую приходится 9 ава, стрижка запрещена.
Согласно некоторым мнениям, стричь детей запрещено так же, как и взрослых. Другие раввины считают, что разрешено стричь детей до шести лет. В неделю, на которую приходится 9 ава, стрижка запрещена. Первая стрижка «халаке» (мы ее называем «опшерниш») разрешена по всем мнениям до той недели, на которую выпадает 9 ава.
7. Покупки
С 17 Тамуза принято не покупать вещи, вызывающие особую радость. Одежду, приобретение которой не является особым событием, такую, как белье, сорочки, носки, чулки и т.д., разрешено покупать и одевать до начала месяца ав.
Все законы и обычаи, упомянутые выше, вступают в силу с вечера, который наступает после дня 16 Тамуза.
О законах и обычаях траура, которые принято соблюдать с начала месяца Ав, мы расскажем нашим читателям накануне Рош Ходеша.
(По материалам сайта djc.com.ua)