История шофара — одного из древнейших музыкальных инструментов

2 Елула 5777 (23 Сер, 2017) | Новини, Пізнавально

shofШофар называют одним из древнейших музыкальных инструментов на Земле.

В Письменной Торе – это музыкальный инструмент, предназначенный, главным образом, для подачи военных сигналов или для привлечения внимания народа к какому-то важному сообщению. Так, в талмудическую эпоху в шофар трубили в канун и на исходе праздников и суббот для оповещения народа. Этот обычай сохранился лишь в церемонии исхода Йом Кипур, во время которой присутствующие желают друг другу в следующем году встретиться в Иерусалиме. В средние века возник обычай трубить в шофар по окончании утренней службы в течение всего месяца Элул.

Во все дни месяца Элул, кроме Суббот и кануна Рош АШонэ, евреи соблюдают красивый и древний обычай – слушают трубление шофара, звуки которого, как говорят, оказывают особое воздействие на еврейскую душу, пробуждая ее от сна повседневности, ибо сказано: «Если прозвучит в городе звук шофара, может ли народ не встревожиться?».

Это трубление предписано не Торой, а древним еврейским обычаем. Когда Моше в Рош Ходеш месяца Элул поднялся на гору Синай, чтобы получить там новые скрижали Завета, евреи в своем лагере трубили в шофар, чтобы весь народ знал, что Моше временно поднялся на Небеса (а не покинул землю навсегда), и из-за его отсутствия не предался идолопоклонству. В память об этом евреи и трубят в шофар с начала Элула — чтобы напомнить о том, как Моше поднимался к Всевышнему, и подтвердить еще раз, что Израиль раскаялся в грехе создания “золотого тельца” и искоренил, искупил его, и потому Всевышний в Своей милости и дал ему новые скрижали по истечении сорока дней. Это напоминание должно пробуждать в каждом еврее стремление к тшуве — раскаянию и возвращению к Всевышнему.

Трубят в шофар после завершения утренней молитвы, ибо Моше в свое время поднялся на гору рано утром.

В канун Рош Ашонэ в шофар не трубят, чтобы провести линию, отделяющую трубление в Элуле, являющееся древним еврейским обычаем, введенным нашими мудрецами, от трубления в Рош Ашонэ, предписанного нам самой Торой.

 Как правило, шофар изготавливают из бараньего рога. Считается, что именно рог барана наиболее пригоден для шофара, поскольку это животное ассоциируется с жертвоприношением Ицхака. Кроме того, слово «шофар», означающее музыкальный инструмент, в семитских языках является однокоренным со словом, которым называют горного барана.

pixanews_9-september_2012_-1-680x453  

Однако, согласно Талмуду, для изготовления шофара также подходят рога других кошерных парнокопытных животных, имеющих витые рога, и к таковым относят диких и домашних козлов, антилоп и газелей. Кроме того, рог для шофара непременно должен быть полым – на это намекает и само слово «шофар», однокоренное со словом «шефоферет», что означает «трубка».  

Но шофар никогда не изготавливают из рога коровы или быка, и этому есть два основных объяснения. В Иерусалимском Талмуде сказано: «Все шофары называются рогом и называются шофаром, кроме коровьего рога, который называется рогом, но никогда – шофаром». Так, рог коровы на иврите называют словом «керен», а не «шофар», которое означает рог овцы, козла, антилопы и газели (Мишна Рош А Шана). Вместе с тем, запрещается применять рога коров, поскольку это вызывает ассоциацию с грехом «Золотого тельца».  

Технология изготовления шофара за три тысячи лет существенно изменилась – принципы обработки материала для создания этого музыкального инструмента остались такими же, совершенствовались лишь инструменты, необходимые для этого. Процесс начинается с того, что отпиленные рога несколько дней вываривают в кипятке, чтобы удалить мякоть, после чего можно приступать непосредственно к изготовлению шофара. Так как, бараний рог чрезвычайно скручен и его сначала немного распрямляют, для этого его держат над пламенем и силой рук «разворачивают», делая это с осторожностью, так как рог может в любую минуту принять исходную форму или треснуть. Обработанный таким образом рог кладут в специальную металлическую форму и закрепляют, там он остывает и принимает нужную форму.  По сей день традиции обработки рогов животных при изготовлении шофаров в разных общинах мира весьма отличаются. В одних общинах считают, что рог для шофара нужно оставлять практически нетронутым, не нарушая его природных форм. В других же принято сильно обрабатывать рог, разогревать его над огнем для придания нужной формы. Для гладкости шофар обтачивается на точильном ремне и, в завершение, покрывается лаком.

pixanews_9-september_2012_-3  Древние инструменты не имели мундштука, кончик рога отрезался, либо в нем просверливалось вдувное отверстие. Позднее процедура изготовления шофара стала более сложной: путем выпаривания ему придавали нужные контуры, на широком конце рога формировали раструб, а узкий край растягивали, превращая его в «мундштук». Популярен такой способ изготовления мундштука: верхушка рога отпиливается лобзиком, а в месте спила просверливается отверстие для того, чтобы образовался сквозной канал. Он прочищается проволокой, обрабатывается огнем и, в завершение, ему придается овальная форма.  

Шофар непременно изготовляется лишь из натуральных материалов, и поэтому даже готовый инструмент сохраняет естественный запах животного. Избавиться от него чрезвычайно сложно – мастера пользуются раствором уксуса, хлорки и прочими средствами, уничтожающими запах.

Кроме того, шофар нельзя упаковывать в пластмассовый или любой другой футляр, он должен храниться на специальной подставке, лучше всего – в темном месте.  Принято считать, что есть две основных разновидности шофара – ашкеназский и сефардский. Ашкеназский шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские шофары – длинные и витые. Форма, размер, звуки, издаваемые инструментами, могут подсказать, для кого они предназначаются, а также могут пролить свет на историю еврейской общины той или иной страны.  

Музыкально-технические возможности шофара были весьма невелики. Исполнитель мог извлечь лишь три-четыре высоких, неточных, но резких и громких звука. Тора упоминает два вида трубления: «ткиа» (трубление начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности) и «труа» (серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней). Различают также такие виды трубления: «тки’а гдола» («большое трубление»), которое длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное) и «шварим», что предполагает быстрое чередование нижней и верхней ноты. Трубить в шофар куда сложнее, чем в трубу. Нужно по особому сжать губы, что весьма тяжело, и даже опытные люди не сразу могут извлечь нужный звук.  Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение. Сегодня самые известные фирмы-изготовители шофаров находятся в Хайфе, Тель-Авиве (Израиль) и в Хьюстоне (США).

pixanews_9-september_2012_-4-680x453  По материалам интернет страниц

buttons