buttons

Трактат Тания Алтер Ребе – Тора хасидизма

24 Ава 5775 (9 Сер, 2015) | Історія хасидизму, Новини, Хасидут

Понятие о бейнони

Исход конфликта между животной и Б-жественной душами всецело зависит от личности человека.

Алтер Ребе указывает пять типов личности человека, в зависимости от того, как человек проявляет себя в конфликте между животной душой и душой Б-жественной.

Совершенный праведник (Цаддик Гамур)
Это человек, полностью преодолевший искушение. Он проникнут столь полной и совершенной любовью к Б-гу, что сила этой любви может быть сопоставлена лишь с силою его отвращения ко злу. Он принадлежит к элите, к «небольшому числу лучших людей».

Несовершенный цаддик (Цаддик шеЭйно Гамур)
 Он уступает совершенному цаддику, так как не достиг полного отвращения ко злу. Естественные искушения еще не до конца искоренены и возвышены, и этот остаток не позволяет его любви к Б-гу быть такой же безграничной, как любовь совершенного цаддика. Но то зло, которое остается еще в нем, столь ничтожно, что не может иметь реального воздействия.

Совершенно порочный человек (Раша Гамур)
 Это тип безнравственного человека, который полностью проиграл свой «укрепленный город» в сражении с силами зла, никакого блага не осталось в нем. Совесть больше его не тревожит, он целиком во власти зла. И все же Б-жья искра не гаснет даже в душе такого человека. Она существует как бы в изгнании, за пределами его сознания. Вот почему даже совершенно безнравственная личность в состоянии, хотя и в редких случаях, вновь пробудиться к раскаянию (Тшува), даже до границ полного перерождения.

Не до конца порочный человек (Раша шеЭйно Гамур)
 Это человек, поддающийся искушению и повторяющий моральные ошибки, которые перемежаются сожалениями и раскаяниями. Голос совести у такого человека не заглушен окончательно. Он может испытывать мучительные угрызения совести, хотя он слишком слаб, чтобы преодолеть искушение, когда оно повторится.

«Средний» человек (Бейнони)
 Это промежуточный тип личности между двумя крайними типами достойного и порочного человека. На ней автор сосредоточивает главное внимание. Алтер Ребе полагает, что принадлежность именно к этому типу практически доступна каждому еврею. По определению автора, бейнони – это не тот человек, у которого добрые и дурные деяния уравновешиваются. Никогда его животная душа не занимает главенствующего положения. Животная душа бейнони удерживается в повиновении; ее страсти подконтрольны, но не возвышены. Бейнони никогда не творит грех сознательно, но он может оказаться объектом искушения. Однако конфликт между Б-жественной душой и животной душой может быть только кратковременным и неизменно разрешается в пользу Б-жественной души, потому что та излучает Б-жественный Свет. А там, где свет встречается с тьмой, как известно, тьма должна уступить путь свету. Животная душа бейнони достаточно сильна, чтобы бросить вызов, но не для того, чтобы победить Б-жественную душу. Бейнони постоянно испытывает непрерывное внутреннее напряжение, которое смягчается только в моменты внутренней гармонии (например, во время молитвы). Тогда животная душа временно полностью подавлена и покорена, как бы загипнотизирована. Но как только бейнони возвращается к своим повседневным занятиям, животная душа пробуждается вновь, и опять человек начинает остро чувствовать искушение. Вновь он должен прикладывать все свои усилия, чтобы сдержать их. А сдержать их бейнони в состоянии, поскольку «голова по сути своей – хозяйка сердца». Озаренная светом, Б-жественная душа вытесняет душу животную и держит ее под неусыпным контролем, не позволяя ей выражаться в мысли, слове или поступке.

Бейнони – это высокий статус. Рабби Шнеур-Залман в «Тании» говорит о том, что именно к уровню бейнони должен стремиться каждый и что достижение этого уровня в действительности возможно для каждого. Чтобы достигнуть уровня бейнони, не требуется ничего, кроме самоконтроля. Ему следует «отвращаться от зла» и «творить добро», а в этом каждому человеку дана полная свобода выбора. Автор сознает, что это нелегкая задача – выполнение ее требует постоянной бдительности и внутренней работы.

Глава  Ламед-Бет (32) – сердце «Тании»

В первом трактате – «Книге средних» («Сефер Шель Бейноним») – 53 главы. Глава Ламед-Бет является центральным разделом трактата и называется сердцем «Тании». Почему?

Во-первых, буквенное выражение числового значения «32» – Ламед (30), Бет (2) – образует слово ЛеВ (сердце). Во-вторых, есть объяснение, которое имеет внутренний глубинный смысл. Эта глава посвящена важнейшей для каждого еврея заповеди Аават Исраэль – «ЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ» (Ваикра, 19:18).

Процитируем несколько высказываний из этой главы. Они столь ясны и лаконичны, что не требуют дополнительных комментариев.

«Все они (евреи) равны, и у всех один Отец, поэтому все евреи названы братьями в полном смысле слова, так как души их коренятся в едином Б-ге, и только тела разделены. И потому у тех людей, для которых телесное – основное, а духовное – второстепенное, не может быть истинных любви и братства, у них может быть любовь, лишь пока есть то, чем она обусловлена. Именно это имел в виду Иллель аЗакен, сказав об исполнении этой заповеди: «В этом вся Тора, а все остальное – лишь комментарий». Ибо основа и корень всей Торы в том, чтобы поднять и возвысить душу намного выше тела (так, чтобы поднять ее), до святости и корня всех миров, а также, чтобы привлечь свет – Эйн Соф (Вс-вышнего), благословен Он, к Собранию Израиля […] то есть – к  источнику душ всех евреев, чтобы он стал «единым в Едином». Но это невозможно, если есть разделение между душами, да сохранит Вс-вышний, ибо Вс-вышний, благословен Он, не пребывает в несовершенном, как сказано в молитве: «Благослови нас, Отец наш, всех нас как единого в свете лика Твоего […]». «[…] И значит, даже людей, далеких от Торы и от служения Ему, называемых поэтому «сотворенными», нужно привлекать крепкими узами любви, и все это в надежде, что удастся приблизить их к Торе и к служению Всевышнему. И даже, если нет (тот, кто так поступает), не теряет вознаграждения за исполнение заповеди любви к ближним. […] и сострадание уничтожает ненависть и пробуждает любовь […]».

Заключение

Философская система Алтер Ребе, изложенная в трактате «Тания», построена на синтезе алахи и каббалы – рационализма и мистики. Эта система внесла много нового в философию хасидизма.

Алтер Ребе вводит в хасидизм новый приоритет: основой веры во Всевышнего является не только чувство, но и разум. Разум господствует, он управляет чувствами. Чтобы войти в восторженное состояние, испытать душевный подъем любви и трепета, человек должен размышлять о «величии Всевышнего, о том, что он наполняет все миры от земли до небосвода […] от небосвода до небосвода […]» («Тания», гл. 43). Именно признание величия Творца порождает благоговейный трепет и любовь.

Еврей – связующее звено между Творцом и творением. Погружаясь мыслью в собственное «Я», борясь с дурным началом в самом себе – в своей личности, – еврей, таким образом, исправляет мир и приближает приход Машиаха.

В «Тании» отчетливо звучит призыв к тшуве – раскаянию и возвращению к истокам, к своему предназначению в этом мире. Всеобщая Тшува должна привести к приходу Машиаха, к установлению царства Света, Добра и Правды.

Путь истинной веры – изучение Торы и ее законов. «Тания» учит (глава 4): «Тора и Вс-вышний, благословен Он, едины»; «Человеческая мысль способна постичь самого Б-га не иначе, как облекаясь в Тору и заповеди». «И так как Тора в процессе ее постижения облекается в Душу человека и его Разум и охватывается ими, они называются Хлебом и Пищей души».