buttons

Духовные учителя хасидизма ХаБаД – династия выдающихся лидеров еврейского народа

2 Элула 5775 (17 Сер, 2015) | Історія хасидизму, Новини, Хасидут

ТораОсобенности общественного руководства.
Предназначение 
и общественная роль Главы поколения

И вот, есть жаждущие прильнуть к праведнику поколения, идти его путями. Но не знают, к какому цаддику присоединиться во благо. Об этом, как слышал я от учителя моего, Святого Ребе из Пашисхи, благословенна память его, и говорил царь Давид, мир ему: «Кто человек желающий жизни, видеть добро, удержи язык свой от зла, уста твои от лживых слов, оставь зло и твори добро, ищи мира и беги за ним». Р. Авраам-Моше бен Симха Буним из Пашисхи. «Коль Мевасер»

Рабби Шнеур-Залман из Ляд стал основателем хасидского движения ХаБаД и основоположником династии выдающихся цаддиков и раввинов из семьи Шнеерсон. Он не только детально разработал философию этого движения, но и заложил основы организации, способной донести учение и хасидский образ жизни до каждого еврея. Еще при жизни Алтер Ребе, несмотря на энергичное противостояние митнагдим, к движению ХаБаД примкнули многие евреи Беларуси и Украины, позднее – евреи восточных областей Литвы и Латвии, вплоть до внутренних губерний России и части Румынии. Шли годы, одно поколение сменяло другое. Движение набирало глубину и мощь, привлекало все большее число последователей. Хасидизм ХаБаД, первоначально адресованный евреям, проживающим в царской России, приобрел универсальный характер и распространился во все уголки мира, где проживают евреи.

Рабби Шнеур-Залман был отличным организатором и разработал методы общественного руководства. Каждый из его последователей, став во главе своего поколения, приняв эстафету, продолжал благородное дело, начатое Алтер Ребе, беря на себя ответственность за жизнь евреев, за их упорный духовный труд, за их учебу. Каждый из цаддиков наращивал мощь организации, деятельность которой была направлена на распространение идей хасидизма, на приближение ценностей иудаизма к каждому еврею, где бы он ни жил, на каком бы духовном уровне он ни находился. Деятельность организации ХаБаД всегда была призвана побуждать каждого еврея пробудиться, вернуться к Торе и соблюдению ее заповедей, проявить скрытую любовь, находящуюся в сердце каждого еврея, глубоко и целенаправленно заниматься духовной работой, совершенствуя себя, улучшать мир и готовиться к приходу Машиаха. И в центре, на «капитанском мостике» этой организации всегда находится цаддик, выдающаяся личность – АдМоР, которого хасиды ХаБаД считают Главой поколения.

Рассмотрим предназначение и общественные функции Главы поколения.

АдМоР (аббревиатура слов Адонейну Морейну вэРабэйнунаш Господин, Учитель и Наставник) являлся «общей душой» всех евреев, инструктором их поступков, заботящимся о каждой мелочи их духовной жизни. Хасиды называли его ласково – «наш Ребе». Авторитет Ребе и его предшественников как в повседневной жизни, в работе, так и в изучении Торы непререкаем. Слово Ребе – закон для хасида.

АдМоР не только влияет на образ мыслей и стиль жизни хасидов, на повседневную жизнь и пути достижения цели. При необходимости он выносит алахические решения по различным вопросам, а также обращается к хасидам со «словами благочестия» во время совместных трапез – фарбренгенов.

Движение ХаБаД имеет не только богатую историю, но и обширную географию. Оно, являясь наиболее масштабным и авторитетным, широко распространилось по всему миру. Как же сохранялось и сохраняется единство ХаБаД, несмотря на его территориальную разбросанность? Как до каждого еврея, сколь далеко бы ни забросила его еврейская доля, могут дойти слова и наставления АдМоРа? Как еврей почувствует любовь и заботу Ребе?

АдМоР отправляет во все страны, где живут евреи и где больше всего в этом нуждаются, своих посланников. С давних пор шлихим и машпиим (ед.ч. – машпиа, букв. – влияющий), отправляясь в дальний путь, несли с собой и передавали евреям слова АдМоРа, его любовь к евреям и заботу о еврейской душе. Посланцы Ребе помогали организовать еврейский образ жизни, еврейское воспитание и образование, учили евреев любить друг друга, всегда были готовы прийти на помощь в материальном и духовном аспектах. Именно через них осуществлялась и до сих пор осуществляется тесная и непосредственная связь Ребе с его хасидами.

В истории ХаБаД было немало выдающихся людей, но АдМоРим – главами движения, признавались лишь наследники – члены семьи Шнеерсон. За два века истории ХаБаД таких духовных лидеров было семь.

Имя, Акроним, Родственные связи Годы жизни,
Место упокоения
Основные вехи деятельности
Алтер Ребе (АдМоР аЗакен), р. Шнеур-Залман из Ляд(5505–5572) гг.
(1745–1813) гг.
Гадяч
Основоположник хасидского движения ХаБаД.
Миттелер Ребе (АдМоР аЭмцаи),
р. Дов-Бер,
сын Алтер Ребе
(5534–5588) гг.
(1773–1827) гг.
Возглавил ХаБаД
в 5572 (1813) г.
Нежин
Восстановление еврейских общин, пострадавших от военных действий, укрепление связи с простыми хасидами. Организация еврейских сельскохозяйственных поселений в царской России и Эрец Исраэль. Установление обязательного изучения Торы всеми хасидами.
Цемах Цедек,
р. Менахем-Мендл,
внук Алтер Ребе,
зять Миттелер Ребе
(5549–5628) гг.
(1789–1866) гг.
Возглавил ХаБаД
в 5588 (1828) г.
Любавичи
Деятельность по укреплению организации ХаБаД. Противодействие царскому указу об обязательной службе евреев в армии, участие в судьбе кантонистов. Борьба против проведения реформы еврейского образования. Урегулирование взаимоотношений с митнагдим. Широкое распространение изучения Талмуда в хасидской среде. Литературная деятельность.
Ребе МааРаШ,
р. Шмуэль,
сын Цемах Цедек
(5594–5643) гг.
(1834–1882) гг.
Возглавил ХаБаД
в 5626 (1866) г.
Любавичи
Объединение любавичских хасидов, расширение и укрепление международных контактов с еврейскими духовными лидерами Европы. Борьба против намерений царских властей изменить традиционный образ жизни евреев, против ограничения прав евреев. Постоянная забота о материальных и духовных нуждах евреев царской России.
Ребе РаШаБ,
р. Шалом-Дов-Бер, сын Ребе МааРаШ
(5621–5680) гг.
(1860–1920) гг.
Возглавил ХаБаД
в 5643 (1883) г.
Ростов-на-Дону
Организация систематического религиозного образования. Создание иешивы «Томхей Тмимим». Защита прав евреев перед царскими властями, предотвращение погромов. Постоянная забота о духовных и материальных нуждах евреев. Руководство ХаБаД в условиях изменения политической и общественной ситуации.
Ребе РаЯЦ,
р. Йосеф-Ицхак
Шнеерсон,
сын Ребе РаШаБ
(5640–5710) гг.
(1880–1950) гг.
Возглавил ХаБаД
в 5680 (1920) г.
Нью-Йорк, США
Разработка программы спасения еврейства в большевистской России и борьба за сохранение еврейского образа жизни в условиях тоталитаризма. Организация нелегальной системы религиозного образования в различных регионах СССР. Развитие еврейского образования в странах Европы. Активное участие в жизни ишува Эрец Исраэль. Укоренение ХаБаД в США.
Любавичский Ребе,
р. Менахем-Мендл
Шнеерсон,
зять Ребе РаЯЦ
(5662–5754) гг.
(1902–1994) гг.
Возглавил ХаБаД
в 5711 (1951) г.
Нью-Йорк, США
Превращение ХаБаД во всемирное общественное религиозно-просветительское движение

Любовь и глубокое почитание, которые выражали хасиды в каждом поколении своим лидерам, нашли отображение в богатейшей устной (а позднее и в письменной) традиции. Народная память хранит обилие рассказов и преданий об их жизни и деятельности во благо еврейского народа. Эти рассказы, передающиеся из уст в уста, от одного поколения другому, являются «банком эмоциональной информации», настоящей сокровищницей, сохранившей для нас и наших потомков образы выдающихся лидеров, удостоившихся звания рабби – Рош Бней Исраэль, Глава сынов Израиля.