Приближается 9 Ава – день скорби еврейского народа по разрушенным в этот день Первому (3338 год от с.м., 586 г. до н.э.) и Второму (3829 от с.м., 69 г.) Храмам.
В эти дни особенно увеличивают в изучении устройства Храма и Храмового служения. Почему это так важно – изучать устройство Храма? Об этом в кратком изложении беседы Седьмого Любавичского Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона.
Строительство Храма в изгнании
Краткое изложение беседы
Из трудов Любавичского Ребе
Четырнадцать лет спустя после разрушения Иерусалима, когда еврейский народ был в вавилонском изгнании, пророку Йехезкелю было явлено видение, в котором ему был показан Иерусалимский Храм.
Вс-вышний сказал пророку: «Сын человеческий, расскажи дому Израиля об этом Храме, и станет им совестно за грехи свои; и постигнут они устройство Храма». Ответил пророк: «Владыка мира! Мы живем в изгнании, в земле наших врагов, а Ты говоришь мне идти и сообщить Израилю вид и устройство Храма и все законы его, чтобы они их хранили и исполняли! Да разве могут они это делать? Пусть они вернутся из изгнания, и тогда я им все расскажу!» Сказал ему Вс-вышний: «Разве из-за того, что сыны мои в изгнании, должно прекратиться строительство Моего Дома?! Изучение написанного о нем в Торе столь же велико, как и строительство его. Скажи им, чтобы они изучали по Торе его форму и устройство, и в награду за это учение Я засчитаю им занятие изучением как занятие строительством Храма».
На первый взгляд, изучение устройства Храма и строительство Храма как таковое – это по сути две разные вещи. Ведь Храм важен именно как физическое строение (место жертвоприношений), а вышеупомянутое изучение, которое «засчитывается» Вс-вышним «как» строительство, подобно лишь молитве. Однако то, что Тора приравнивает одно к другому (причем сказано «Я засчитаю»), указывает на тождественность этих вещей. Слово «как» звучит здесь только потому, что физические результаты занятия изучением наступают лишь спустя какое-то время. Однако изучение устройства Храма есть не просто память о нем и не просто достойно награды, как само строительство. На самом деле, человек, занимающийся этим изучением, занимается буквально строительством Храма.
Ведь Вс-вышний, приказывая Йехезкелю научить евреев законам Храма, говорит: «Разве из-за того, что сыны мои в изгнании, должно прекратиться строительство Моего Дома?!» То есть, благодаря изучению «строительство Моего Дома» не прекращается. Идея этого заключается в том, что заповедь Торы «и построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них» дана на все времена. И в каждом поколении народ Израиля обязан строить Храм. Поэтому, когда по независящим от них причинам евреи не в состоянии делать это на уровне физического действия, на них, тем не менее, лежит обязанность строить Храм посредством изучения его законов и структуры. Дело не просто в том, что, не имея возможности строить Храм физически, мы хотя бы изучаем его устройство в качестве духовной связи, как напоминание о нем или для того, чтобы знать, как построить его в будущем. В действительности к этому изучению самым непосредственным образом относится заповедь возведения Храма – актуальная и в настоящий момент.
Известно, что о грядущем возведении Третьего Храма существуют две точки зрения. Согласно мнению, высказываемому в Мидраше и в книге Зогар, он «раскроется и спустится с Небес». По мнению же Рамбама (согласно сказанному в Иерусалимском Талмуде), он будет возведен руками людей – его построит Машиах. Эти две точки зрения можно связать воедино. Описание Храма в пророчестве Йехезкеля содержит вещи «открытые и разъясненные», которые во времена Эзры были учтены при восстановлении Второго Храма и которые подробно описываются в Талмуде. Оно также содержит вещи «скрытые и неразъясненные». Те аспекты и части Храма, которые разъяснены и описаны, будут возведены руками людей, а части его из категории «неразъясненных» будут раскрыты с Небес Вс-вышним. Иными словами: Храм на земле будет возведен руками человека – Машиаха, которому будет раскрыто все «неразъясненное», и в этот Храм земной «облечется» небесный Храм, что и обусловит его вечность.
В свете этого можно глубже понять, почему наше нынешнее изучение устройства Храма засчитывается Вс-вышним лишь «как» строительство. Ведь совершенство Третьего Храма будет определяться не возводимым руками людей, а именно тем его уровнем, который «раскроется и спустится с Небес». Третий Храм будет вечен именно потому, что он – «построение Вс-вышнего». Нашему же изучению доступно пока только «разъясненное».
Из всего вышесказанного следует урок об исключительной важности изучения законов и устройства Храма. И особенно в дни трех траурных недель (предшествующих дню 9 Ава – годовщине разрушения Храма). Ибо, благодаря этому, мы во время Изгнания исполняем заповедь возведения Храма, тем самым на духовном уровне исправляя его разрушение, и приближая тот день, когда Праведный Машиах навечно отстроит земной Храм.
(По материалам сайта ru.chabad.org)