buttons

На фронтах войны

12 Ияра 5780 (6 Тра, 2020) | Історія, С

Евреи Украины были не только жертвами. Они воевали на фронте, трудились в тылу и внесли весомый вклад в победу над фашистскими захватчиками.

Среди героев-защитников следует вспомнить жителей нашего города: Марка Семёновича Вайнтрауба, Илью Григорьевича Бройтмана, Григория Захаровича Сусловского, Татьяну Михайловну Бахтину, Якова Ароновича Лизенбаума, Тамару Даниловну и Михаила Григорьевича Королика, Иосифа Ильича Зильбермана, Зиновия Ильича Зильбермана, Иосифа Натановича Ореховского, Раису Леопольдовну Лейканд и многих других.

Среди почётных жителей нашего города жил и трудился Праведник Мира – Иван Николаевич Кушнир.

С освобождением нашего города 25 октября 1943 года связано и имя Героя Советского Союза Льва Абрамовича Гитмана.

В октябре 1943 года началось освобождение Днепродзержинска от нацистов. В боевой операции на Днепре в районе села Аулы Днепропетровской области принимал участие Лев Абрамович Гитман. Взвод разведчиков получил задание форсировать реку, закрепиться на правобережной полосе и удерживать её до подхода своих частей. От этой операции зависело дальнейшее наступление наших войск, освобождение Днепропетровска, Днепродзержинска, Кривого Рога, Новомосковска. Двадцать бойцов на плотах незаметно преодолели преграду, заняли позицию, начали окапываться. Несколько раз немцы пытались сбросить десантников в Днепровские воды, Дважды завязывалась рукопашная схватка. Гитман дрался в первых рядах, пистолетом уничтожил восьмерых немцев. В этом бою он был ранен и только в госпитале, просматривая газеты, он обнаружил, что ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Недавно удалось обнаружить имя ещё одного освободителя города. Это Константин Наумович Зелёный, который живёт в населённом пункте Бейтар, под Иерусалимом. Он родился в 1924 г. на Кировоградщине. На фронте находился с 1942 года. После войны работал сотрудником уголовного розыска, юристконсультом.

Из воспоминаний Константина Наумовича Зелёного:
“При подходе к Днепру в ночь 26 сентября 1943 года нашей дивизии была поставлена задача форсировать Днепр в районе села Аулы Днепродзержинского района Днепропетровской области. Для решения этой задачи военные инженеры готовили переправу таким образом, чтобы она находилась под водой на глубине от поверхности на 10 см, а с воздуха чтобы фашисты не смогли ее заметить. Для сооружения этой переправы и для форсирования нами Днепра мы строили плавсредства скрытым образом в прибрежной зоне в лесу. Работали днём и ночью, распиливали брёвна. Всё это происходило на протяжении 15-20 дней. Фашисты соорудили крупные оборонительные сооружения вдоль всего Днепра, в т.ч. в районе моего форсирования, чтобы не дать переправиться советским воинским формированиям. После сооружения плавсредств на рассвете 23 сентября 1943 года нам была дана команда форсировать водную преграду – реку Днепр. Наш взвод в составе 16 человек во главе с командиром взвода погрузились на самодельную лодку и начали переправу. Фашисты заметили начало переправы и стали бомбить плавсредства и сооружения. В воздухе над Днепром над нашими головами одновременно находилось не менее 50 «юнкерсов», которые непрерывно осуществляли бомбардировку. С укрепительных сооружений противоположного берега фашисты вели кинжальный огонь по переправе, чтобы не допустить форсирование нашими частями Днепра.

Во время бомбардировки переправы бомба упала рядом с кормовой частью плота, на котором я переправлялся со своим взводом. Плот перевернулся, все оказались в воде. Как я смог преодолеть расстояние около 5 км, я не понимаю до сих пор. Я потерял сознание уже на берегу и меня обнаружил патруль. После этого я был экипирован новыми сапогами, автоматом Калашникова, шинелью, вещмешком и стал догонять свою дивизию. Из моего взвода живым остался я один.

Зимой на территории Днепропетровской области наступили нечеловеческие холода. Тридцатиградусный мороз. Сумерки, наступает вечер. До боли хочется согреться. Мы, солдаты, как голодные волки ищем место, где можно было бы укрыться от морозного ветра. И вдруг вдали видим, сквозь морозную дымку, стог соломы! Я, с ещё несколькими солдатами, бросаюсь к заветному месту. Быстро начинаем зарываться в солому. Неожиданно натыкаюсь на что-то твёрдое и очень холодное. В темноте начинаю разгребать солому и к своему удивлению ощущаю трак то ли от трактора, то ли от танка. Бужу своих друзей и мы вместе начинаем разрывать и раскапывать скирду. Через какое-то время понимаю, что перед нами замаскированный танк, но очень необычный. (Потом оказалось, что это была новая немецкая самоходная пушка «Фердинанд» впервые появившаяся на нашем участке фронта).

Я ползком возвращаюсь в расположение роты и докладываю командиру о своей находке. Он приказывает взять связку гранат и взорвать все вместе со скирдой. Снова ползком возвращаюсь к злополучной скирде, даю команду солдатам снести все найденные в скирде снаряды под самоходку. Все быстро отползают в расположение роты. Я еще раз проверяю будущий фейерверк и тоже ползу назад на безопасное расстояние. Собираюсь, и со всей силы бросаю связку гранат под скирду. Раздаётся такой грохот, что кажется земля раскололась. Подымаю голову и оглушённый вижу на месте скирды, только медленно опускающиеся соломинки в образовавшуюся огромную воронку. На утро началось наступление. И только через день, на коротком отдыхе, во время построения 1037 стрелкового полка, перед строем, был зачитан приказ о присвоении мне самой дорогой солдатской награды, медали «За Отвагу».

Как оказалось, моя случайная находка помогла раскрыть замысел немцев и обеспечить прорыв наших войск на этом участке фронта. Позднее, за хорошую службу и отличные показатели меня в числе ещё 25 молодых воинов отправляют на учёбу в г. Дзауджикау (сейчас г. Орджоникидзе) в командное пехотное училище, где ускоренно готовили офицеров для фронта”.

(Из архивных документов библиотеки синагоги “Бейт Реувен” г. Каменское)