С Б-жьей помощью, 5679г., да превратится в радостное время, Дочь моя, Тишá Беав.
Девятое Ава – два маленьких слова, содержащие в себе такую сильную, глубокую горечь. Тиша Беав – это море несчастий, крови, плача и скорби, смерти и криков ужаса. До того, что трудно определить, что больше – великий океан, при всей своей воде и глубине или Тиша Беав со всеми страданиями и смертью.
Начало этого несчастного дня, или, точнее, темного дня, наступило для нас в 2449 году (вот уже 3230 лет), когда разведчики, которые пошли разведать Землю Израиля, вернулись с пути (29-го Сивана они вышли, 40 дней были в пути, а значит, девятого Ава вернулись) и передали ложный отчет о том, что видели. Когда евреи вышли из Египта, то из-за великих чудес и Б-жественности, которую люди видели, была довольно большая группа египтян, которые стали евреями и назывались «герим», 1 и они делали все, что делали евреи. И от них евреи много страдали. Все беды произошли от них, ибо они постоянно подстрекали весь народ. Евреи по природе верующие и гордые. Они гордятся своей верой, святой Торой, и это их привело к тому, что они имели определенное доверие к египтянам-евреям (т.е. к «герим»), и уважали их (так же, как в наше время, если человек не религиозен, но он клеится к евреям и не стесняется их, евреи его уважают больше, чем своего истинного брата, несущего еврейские беды с ними наравне. Тем более чужой человек – француз, англичанин и тому подобные – их уважают еще больше. И их речи имеют определенное влияние в массах. Так было, когда евреи вышли из Египта. Те «герим» пользовались у них определенным уважением), и их слова и идеи имели значение и принимались массами. И от них страдали евреи, и они настолько смешались с народом, что объединились с народом. Но их кровь была египетская. Естественно, они, где только могли, доводили евреев до всего плохого. Здесь им не хватало воды, здесь им мало было еды – так они хотят мяса, ман им не понравился. Они только искали, как огорчить евреев и нарушить еврейское счастье.
Когда пришли разведчики и рассказали о размерах местных жителей, о мощи их крепостей и о силе этих людей, евреи еще не совсем поняли, что им делать, скорбеть или радоваться, а этот «народ» уже начал вести свои речи. И ночь Тиша Беав стала ночью всеобщего плача, что они не хотят в Эрец Исраэль, лучше им было остаться в Египте. И они стали убеждать вернуться обратно в Египет.
Так Тиша Беав родился на еврейских коленях, чистый и красивый подарок от наших добрых друзей-египтян, примкнувших к евреям. 2
Евреи того поколения за этот подарок заплатили своей жизнью. 39 лет подряд, каждый год они выходили в поле, за пределы своего стана, на расстояние одной-двух верст от того места, где плакали, со своими семьями, и рыли каждый для себя могилы. В ночь Тиша Беав они туда ложились, а наутро живые выходили, а мертвых закапывали. Так за 39 лет умерло 585 тысяч людей – все те, кто участвовал во всенародном плаче. В 3338 году (т.е. 2341 год назад) в день Тиша Беав был разрушен первый Бейт-Амикдаш, и сотни тысяч евреев, женщин и детей, были подвергнуты всем видам смертей, они валялись на улицах и в полях, как солома и дрова. Только спустя 70 лет Вс-вышний вернул евреев обратно в Иерусалим, и они принялись заново строить Бейт-Амикдаш (Второй Иерусалимский Храм).
Тогда у евреев были свои цари. Они находились под властью Римской Империи, однако Страна Израиля была отдельным государством. Спустя пару веков стали находиться среди евреев люди, пытавшиеся заводить знакомства в королевских домах. Они стали жить богато, на широкую ногу. Вначале они еще придерживались религиозного поведения, но постепенно становились все более и более светскими.
Те несколько веков, которые стоял Второй Бейт-Амикдаш, не были для евреев спокойными. Это не было похоже на времена Первого Бейт-Амикдаша, которые были для евреев по-настоящему счастливыми. Во времена Второго Бейт-Амикдаша много евреев было рассеяно в разных странах, и везде евреи страдали – здесь от одного, там от другого. Больше всего страдали евреи от зависти.
Все народы завидовали еврейской моральной жизни, чистоте еврейской семейной жизни, взаимной верности родителей и детей, их телесной чистоте и красоте, и серьезному еврейскому воспитанию, основанному на Торе. При этом философия и другие науки были настолько распространены среди евреев, что малые дети способны были гордо и ясно высказать свое мнение по наиболее высоким интеллектуальным вопросам. В еврейской семье, даже если в определенных местах испытывались материальные затруднения, они никак не сказывались на еврейском моральном состоянии. Силы и талантов у них также было предостаточно. Родители радовались своим детям, видя, как цветут эти свежие, здоровые молодые побеги. А дети гордились своими мудрыми, здоровыми и красивыми родителями. Вс-вышний дал свое святое благословение, и евреи от времени к времени размножались, и их экономика и капиталы также становились все больше.
Однако молодежи захотелось вести хорошую жизнь, на широкую ногу, что вызвало зависть соседей – турок и татар. Еврейская моральная и материальная красота притягивала к себе внимание королевских домов Египта, Рима и других, и еврейская молодежь стала вмешиваться в политику, вопреки желанию старших еврейских лидеров. Всякое мировое историческое событие начинается с чего-то глупого, мелкого как паутина (в глубокой еврейской традиции имеется этому широкое и наглядное объяснение). 3
В то время уже нашлись среди молодежи такие, кто многому научился у соседних народов и начал распространять их взгляды среди народных масс с различными пояснениями, что старики опираются только на веру, а массы должны опираться на физическую силу, показать свою гордость, что следует развернуть войну и обрести независимость. В краткие сроки эти молодые люди сумели собрать значительные массы под флагом «Парицим» и прибрали все к своим рукам, в том числе управление Бейт-Амикдашем, величие которого признавалось даже другими народами (было много далеких стран и правителей, которые посылали жертвоприношения, золото и серебро в качестве подарка в Бейт-Амикдаш). Бейт-Амикдаш всегда находился под управлением Первосвященника; теперь же Парицим прибрали и его к рукам, стали им управлять и поставили первосвященника из своих людей. Чтобы заставить массы выйти на войну, они сожгли все склады с зерном, маслом и дровами (которых хватило бы на десятки лет для всех жителей города) и сжигали дома, пока голод и нужда не привели к тому, что люди вышли на войну против воли старших.
Восемнадцать лет Парицим готовили свой заговор, и несколько лет они управляли Иерусалимом, пока между главами партий – Йохананом Даглили, Элазаром бен Анани и Шимоном Дапариц – не развязалась междоусобная война. Величайшие люди Иерусалима погибли в результате доносов и смуты. Бесчисленное количество людей было убито. В Бейт-Амикдаше, одновременно с жертвоприношениями, лилась человеческая кровь. 1400 складов с разного рода добром были подожжены. Шимон Дапариц убил троих детей Амитая-Когена, а затем и его самого. Из одних ворот Иерусалима, называемых «Нахаль Кидрон», были вынесены убитыми 115808 из лучших людей Иерусалима, а на протяжении войны, с ее начала до тех пор, когда город Иерусалим пал, были потеряны 601575 евреев- солдат, кроме тех, кто был убит в ходе вышеупомянутой междоусобной войны среди Парицим.
17 Тамуза показалась первая трещина в стене крепости, и три недели Парицим вели войну как с евреями (которые хотели заключить мир на самых лучших условиях), так и с врагом. Девятого Ава враг вошел в Бейт-Амикдаш с криком и шумом, грабил, разбивал, проливал кровь стариков и молодых, женщин и детей. Через несколько часов после полудня Бейт-Амикдаш загорелся. Увидев это несчастье и ужасный приговор, когены, служители Б-га, радостно, как королевские слуги на роскошный парад, бросались в огонь, крича: «Если Всевышний, благословен Он, вынес такой горький приговор своему Святому Дому, то нам, Его слугам, нечего делать в этом мире; мы вознесемся в небеса в том же дыму, в котором возносится Святой Дом».
80 тысяч молодых когенов сгорели вместе с Бейт-Амикдашем, и дым от их сожженных тел смешался с дымом от горящих стен. Спустя короткое время Бейт-Амикдаш был разрушен. Враг, видя гордость евреев (как дети поддерживают друг друга, отцы и матери зарезают сначала своих сыновей и дочерей, а затем самих себя, лишь бы не попасть в руки врага, который их наверняка заставит отречься от Б-га и от святой Торы), стал наказывать их еще страшнее: 300 малых детей были повешены на ветвях деревьев; старых людей привязывали к хвостам лошадей; так были убиты десятки тысяч евреев.
И все же евреи продолжали гордиться своей верой и своей святой Торой. И в горьком, темном изгнании продолжали всеми силами держаться за еврейский флаг, святой флаг: ничто евреям не было трудно сделать ради своей Торы, ради своей веры. Еврейский героизм находил свое выражение в каждом поколении: вопреки инквизиции, вопреки всем бедам, евреи в любое время хранили свой флаг, укрепляли изучение Торы среди молодежи, и глубоко-глубоко в их молодых сладких сердцах укореняли святую веру, основательное хорошее поведение и вечную память сожженных когенов и святого Бейт-Амикдаша.
Нынешнее горькое, темное время дает нам правильное понимание полного скорби дня Девятого Ава. «Египтяне-евреи» нашего поколения снова наградили нас свежим Тиша Беав, свежим добавлением к старым незабываемым бедам, созданным Шимоном-Парицем и его помощниками. И свежие, горячие, будоражащие кровь элегии добавляются к нашей глубокой, пропитанной кровью летописи. Наши беды не меньше тех. Как тогда, так и сейчас наши разрушители вышли, к сожалению, из нашей собственной среды. Мы очень щедро оплачиваем это своей жизнью, семейной честью, Б- же упаси – но где же наши герои, горящие когены, сотни детей, которые открыто выступят, честно и свободно покажут всем, что евреями мы были, евреи мы есть, и евреями мы останемся. Жизнь и смерть в руках Всевышнего, благословен Он, но вера – в наших руках. Он принадлежит нам, а мы принадлежим Ему. Мы Его не сменим, а Он не сменит нас. Где еврейский героизм, еврейский флаг? Дети! Почему вы прячетесь, стесняетесь своей еврейской гордости? Помните, что кровь миллионов евреев, пролитая во всех странах, течет в ваших венах!
Мы все происходим от одного отца, и все мы одинаково страдаем лишь за то, что мы евреи. Мы ходим, ослепленные любовью наших притворных друзей, творцов мировой культуры, которые нам улыбаются, и из-за этого мы ослабляем свою истинную святую культуру.
Мы не должны забывать про дарителей темного и горького подарка «Тиша Беав». Они и в те времена были добрыми, улыбающимися друзьями, а теперь слезы не сходят с нашего лица. Еврейский героизм остался цельным, он не поврежден. Но он потемнел и сжался. Наши дети полны еврейской крови, их вера сильна, глубина их души не повреждена. Поэтому можно надеяться, что мы не дадим нашим притворным друзьям себя обольстить, и будем сильно полагаться на нашего святого Отца, Вс-вышнего, благословен Он, который поклялся, что, если только мы будем исполнять Тору и заповеди, Он превратит день скорби Тиша Беав в вечный праздник, с приходом Мошиаха.
От меня, твоего отца, одного из миллионов плачущих и надеющихся евреев – Йосеф Ицхак Шнеерсон.
1 – истинное значение слова «герим» (мн.ч. от «гер» – пришелец или прозелит) – это «пришельцы», так как они поселились среди евреев.
2 – здесь речь не идет о «Гер Цедек», т.е. прозелитах, примкнувших к еврейскому народу из желания служить Б-гу и ставших органичной частью еврейского народа (прим. пер.).
3 – один [человек] устроил трапезу и послал за своим добрым другом, а слуга по ошибке позвал другого, который был ему врагом. Хозяин его выгнал. На этой трапезе присутствовали также мудрецы. Выгнанный [человек] решил, что так как мудрецы не протестовали против произошедшего, значит, они были согласны с действиями хозяина. В сердцах он пошел и донес, будто евреи не хотят служить императору.