Понятие о бейнони
Исход конфликта между животной и Б-жественной душами всецело зависит от личности человека.
Алтер Ребе указывает пять типов личности человека, в зависимости от того, как человек проявляет себя в конфликте между животной душой и душой Б-жественной.
Бейнони – это высокий статус. Рабби Шнеур-Залман в «Тании» говорит о том, что именно к уровню бейнони должен стремиться каждый и что достижение этого уровня в действительности возможно для каждого. Чтобы достигнуть уровня бейнони, не требуется ничего, кроме самоконтроля. Ему следует «отвращаться от зла» и «творить добро», а в этом каждому человеку дана полная свобода выбора. Автор сознает, что это нелегкая задача – выполнение ее требует постоянной бдительности и внутренней работы. В первом трактате – «Книге средних» («Сефер Шель Бейноним») – 53 главы. Глава Ламед-Бет является центральным разделом трактата и называется сердцем «Тании». Почему? Во-первых, буквенное выражение числового значения «32» – Ламед (30), Бет (2) – образует слово ЛеВ (сердце). Во-вторых, есть объяснение, которое имеет внутренний глубинный смысл. Эта глава посвящена важнейшей для каждого еврея заповеди Аават Исраэль – «ЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ» (Ваикра, 19:18). Процитируем несколько высказываний из этой главы. Они столь ясны и лаконичны, что не требуют дополнительных комментариев. «Все они (евреи) равны, и у всех один Отец, поэтому все евреи названы братьями в полном смысле слова, так как души их коренятся в едином Б-ге, и только тела разделены. И потому у тех людей, для которых телесное – основное, а духовное – второстепенное, не может быть истинных любви и братства, у них может быть любовь, лишь пока есть то, чем она обусловлена. Именно это имел в виду Иллель аЗакен, сказав об исполнении этой заповеди: «В этом вся Тора, а все остальное – лишь комментарий». Ибо основа и корень всей Торы в том, чтобы поднять и возвысить душу намного выше тела (так, чтобы поднять ее), до святости и корня всех миров, а также, чтобы привлечь свет – Эйн Соф (Вс-вышнего), благословен Он, к Собранию Израиля […] то есть – к источнику душ всех евреев, чтобы он стал «единым в Едином». Но это невозможно, если есть разделение между душами, да сохранит Вс-вышний, ибо Вс-вышний, благословен Он, не пребывает в несовершенном, как сказано в молитве: «Благослови нас, Отец наш, всех нас как единого в свете лика Твоего […]». «[…] И значит, даже людей, далеких от Торы и от служения Ему, называемых поэтому «сотворенными», нужно привлекать крепкими узами любви, и все это в надежде, что удастся приблизить их к Торе и к служению Всевышнему. И даже, если нет (тот, кто так поступает), не теряет вознаграждения за исполнение заповеди любви к ближним. […] и сострадание уничтожает ненависть и пробуждает любовь […]». Философская система Алтер Ребе, изложенная в трактате «Тания», построена на синтезе алахи и каббалы – рационализма и мистики. Эта система внесла много нового в философию хасидизма. Алтер Ребе вводит в хасидизм новый приоритет: основой веры во Всевышнего является не только чувство, но и разум. Разум господствует, он управляет чувствами. Чтобы войти в восторженное состояние, испытать душевный подъем любви и трепета, человек должен размышлять о «величии Всевышнего, о том, что он наполняет все миры от земли до небосвода […] от небосвода до небосвода […]» («Тания», гл. 43). Именно признание величия Творца порождает благоговейный трепет и любовь. Еврей – связующее звено между Творцом и творением. Погружаясь мыслью в собственное «Я», борясь с дурным началом в самом себе – в своей личности, – еврей, таким образом, исправляет мир и приближает приход Машиаха. В «Тании» отчетливо звучит призыв к тшуве – раскаянию и возвращению к истокам, к своему предназначению в этом мире. Всеобщая Тшува должна привести к приходу Машиаха, к установлению царства Света, Добра и Правды. Путь истинной веры – изучение Торы и ее законов. «Тания» учит (глава 4): «Тора и Вс-вышний, благословен Он, едины»; «Человеческая мысль способна постичь самого Б-га не иначе, как облекаясь в Тору и заповеди». «И так как Тора в процессе ее постижения облекается в Душу человека и его Разум и охватывается ими, они называются Хлебом и Пищей души».Глава Ламед-Бет (32) – сердце «Тании»
Заключение