buttons

Рабби Шнеур-Залман из Ляд – создатель учения ХаБаД

10 Ава 5775 (26 Лип, 2015) | Історія хасидизму, Новини, Хасидут

Биографический очерк

Смысл праведного поведения человека – не в аскетизме и умерщвлении плоти, а в исполнении мицвот и изучении Торы. Рабби Шнеур-Залман из Ляд

Детские годы

Рабби Шнеур-Залман из Ляд

Рабби Шнеур-Залман из Ляд

Рабби Шнеур-Залман из Ляд, Алтер (Старый) Ребе, – создатель учения ХаБаД (аббревиатура слов хохма – мудрость, бина – понимание, даат – знание), первый Ребе, положивший начало Любавичскому движению. Он родился в 1745 г. в Лиозно Могилевской губернии в семье раввина Баруха Познера (в одном из общинных актов отца Алтер Ребе называют замечательнейшим ученым). Братья рабби Шнеура-Залмана также стали видными талмудистами: рабби Моше бен Барух был раввином в различных еврейских местечках, рабби Мордехай бен Барух – раввином в Орше, рабби Иеуда-Лейб бен Барух, написавший труд Шеерит Иеуда, – раввином в местечке Яновичи.

Очень рано проявив удивительные способности, рабби Шнеур-Залман был отдан отцом в школу местного талмудиста рабби Иссахара-Бера Любавичского, но вскоре тот отказался быть преподавателем юного Шнеура, превосходившего его своими познаниями. Рабби Шнеур-Залман очень рано проявил редкий дар, и местный раввин в протоколе общины называет мальчика удивительным ученым, хахамом и танна. Вскоре слава о еврейском самородке распространилась далеко за пределы его родины.

В1760 году, пятнадцати лет от роду, рабби Шнеур-Залман, женившись, переселился в дом тестя в Витебск, где продолжил изучение Талмуда и постталмудической литературы. В восемнадцать лет он, завершив изучение Талмуда и важнейших законодательных кодексов, углубился в изучение каббалы. Эти годы в жизни рабби Шнеура-Залмана совпали с распространением хасидизма в Литве и Беларуси.

Учеба у рабби Дова-Бера из Межирича

Придя к выводу, что ему известно «кое-что об учении, но ничего о молитве», рабби Шнеур-Залман с одобрения жены в 1765 г. отправился на Волынь учиться у главы хасидского движения – Великого Маггида, где был ласково принят рабби Довом-Бером. Учитель и окружающие его ученики сразу заметили необычайные способности молодого человека, его душевные силы, погруженность в учебу и трудолюбие. Вскоре рабби Шнеур-Залман за свои обширные познания получил прозвище Старый Ребе (Алтер Ребе), которое сохранилось за ним до конца жизни.

Кроме обычных лекций, которые читались рабби Довом-Бером перед аудиторией избранных учеников, рабби Шнеур-Залман был удостоен слушать специальные лекции, на которых присутствовал также сын рабби Дова-Бера – рабби Авраам аМалах. За исключением кратковременной отлучки в Витебск, рабби Шнеур-Залман пробыл в Межириче почти до самой кончины Маггида. По поручению своего учителя, весьма высоко оценивавшего способности молодого ученика, рабби Шнеур-Залман в 1770 г. приступил к составлению «Шульхан Арух аРав» – кодекса, в котором в лаконичной, сжатой форме должны были быть изложены все правила религиозно-ритуальной жизни, при этом разногласия между различными талмудическими авторитетами должны были быть устранены. В 1773 г. рабби Шнеур-Залман закончил обширную часть этого кодекса, но продолжал работать над ним еще много лет. (В 1814 г., уже после его смерти, была опубликована примерно треть рукописи; остальная часть погибла во время пожара.) Свод религиозного законодательства, написанный рабби Шнеуром-Залманом, не был сугубо хасидским трудом, но, как и задумал Великий Маггид, имел большое алахическое и практическое значение. Этому способствовали блестящий литературный стиль рабби Шнеура-Залмана, ясность и глубина изложения. Впоследствии книга стала авторитетнейшим источником алахи для хасидов ХаБаД.

Рабби Шнеур-Залман – глава хасидов Беларуси.
Алтер Ребе и взаимоотношения с митнагдим.
Заточение в Петропавловскую крепость

Петропавловская крепостьВ 1774 г., в начале противодействия хасидизму со стороны митнагдим, рабби Шнеур-Залман вместе с главой хасидов Беларуси рабби Менахемом-Мендлом из Витебска отправился в Вильно, чтобы встретиться с Виленским Гаоном и убедить его в благочестии хасидов и преданности еврейской традиции. Они пытались найти почву для взаимопонимания между хасидами и митнагдим. Однако аГра не пожелал встретиться с ними. После этого рабби Шнеур-Залман предпринял еще одну попытку примирения с вождями «ревнителей традиций», посетив вместе с рабби Авраамом из Калиски город Шклов (один из важнейших центров талмудизма), однако и эта попытка окончилась неудачей. В 1783 г. Алтер Ребе принял участие в диспуте с митнагдим в г. Минске и после удачного выступления, разъясняющего сущность хасидизма, приобрел большое число новых сторонников. Позднее, в 1784 г., рабби Шнеур-Залман написал письмо, предназначенное главам могилевской общины, в ответ на их обращение к евреям, направленное против хасидов. Митнагдим Могилева заочно объявили рабби Шнеура-Залмана и его последователей «вне закона». Этот документ содержал необоснованные обвинения в нарушении хасидами правил шхиты и в грубом и оскорбительном тоне «приглашал» Алтер Ребе на диспут-судилище. В своем ответе рабби Шнеур-Залман засвидетельствовал, что главы общины Могилева судят о хасидах на основании лживых свидетельств и непроверенных фактов, и отказался принимать участие в фарсе, где хасидов, вместо непредвзятости и объективности, ожидает заранее вынесенный приговор. Он подчеркнул нерушимость еврейского Закона и безоговорочную верность хасидов Торе и ее заповедям. В конце письма рабби Шнеур-Залман выступил с убедительным призывом к примирению и прекращению преследований хасидов. «Если вы действительно хотите добиться истины, то пусть […] сядут и разберут нас именитые и прославленные мужи, знающие Закон и богатые мудростью. […] И выяснится наша правота, как ясный полдень, и будет покой, мир и тишина в народе, и не будет разъединения между соединенными в Б-ге нашем! […] Ваш друг Шнеур-Залман, сын Боруха из Лиозно». Это был призыв к единству, который никто не услышал…

Когда весной 1777 г. рабби Менахем-Мендл из Витебска уехал в Эрец Исраэль вместе с большим числом своих последователей, рабби Шнеур-Залман и рабби Исраэль из Полоцка остались его представителями в Беларуси. На протяжении 5 лет (1777 – 1782 гг.) по настоянию хасидов он жил в Могилеве, продолжая углубленно изучать Талмуд и каббалу.

В 1782 г. рабби Шнеур-Залман вернулся в свое родное местечко Лиозно, где стал маггидом. Вокруг него начали собираться молодые люди, которых он обучал, разделив, в зависимости от уровня подготовки, на отдельные группы (хадарим). Алтер Ребе стал признанным лидером хасидского движения Литвы и Беларуси. (В 1788 г. рабби Менахем-Мендл из Витебска, поддерживавший тесную связь с белорусскими хасидами, в письме из Эрец Исраэль назвал рабби Шнеура-Залмана главой хасидов. Но к этому времени число его последователей достигло нескольких десятков тысяч человек, и признание за ним главенства являлось лишь констатацией реального факта.) Необычайная энергия, громадный организаторский талант, репутация выдающегося талмудиста, философский характер его учения, обаяние личности способствовали исключительному влиянию рабби Шнеура-Залмана на хасидов.

С этого периода свое особое внимание митнагдим обратили на деятельность рабби Шнеура-Залмана, а их борьба с хасидизмом превратилась в борьбу непосредственно с ним.

В Петербург из Вильно поступил донос «о вредных для государства поступках руководителя каролинской (т. е. хасидской) «секты» Залмана Боруховича». Осенью 1798 г. рабби Шнеур-Залман и его 22 «сообщника» были арестованы и в железных оковах под караулом отправлены в столицу. Рабби Шнеур-Залман был обвинен в создании вредной секты и распространении нежелательных религиозных идей. Кроме того, его обвиняли в государственной измене, подрывной деятельности, шпионаже в пользу Турции и нелегальной отправке денег в Эрец Исраэль. Алтер Ребе был заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости и находился в заточении 53 дня.

Ответы рабби Шнеура-Залмана на вопросы, заданные в тайной канцелярии, убедили власти, что его деятельность не представляет ничего преступного. Вместе с другими узниками Алтер Ребе был освобожден, хотя за ним было сохранено «строгое наблюдение». Указ об освобождении узника был подписан самим царем. Существует предание, что Павел I встретился с еврейским мудрецом и проникся к нему глубоким уважением.

19 кислева 5559 года (16 ноября 1798 г.) рабби Шнеур-Залман был освобожден из Петропавловской крепости. Этот день отмечается хасидами ХаБаД с особым торжеством как Праздник Освобождения и Новый год хасидизма.

Освобождение Алтер Ребе означало официальное признание хасидизма в Российской империи («секта евреев каролины именуемая, остается при прежнем ее существовании»), и с той поры исчезли последние преграды на его пути.

Последние годы жизни

Противники хасидизма, однако, не думали отступать. В начале 1800 г. руководители виленских митнагдим направили в Петербург р. Авигдора бен Йосефа-Хаима, смещенного с должности раввина в г. Пинске. В столице он, движимый сугубо материальными интересами, подал на имя императора Павла I жалобу на «вредную и опасную секту», которая может «подать повод к величайшим дерзостям и злодеяниям». Рабби Шнеур-Залман снова обвинялся в ежегодной отправке больших средств в Турцию, то есть в «помощи турецкому султану» (так доносчик пытался представить властям денежную помощь, которая посылалась хасидам, поселившимся в Эрец Исраэль). В ноябре 1800 г. рабби Шнеур-Залман был вновь арестован и доставлен в Петербург. В аресте сыграла роль представленная императору докладная записка сенатора Г. Р. Державина. В ней он, рассматривая причины голода в Беларуси, писал также о «вредной деятельности» рабби Шнеура-Залмана. Чиновники тайной канцелярии устроили Алтер Ребе очную ставку с доносчиком. Письменные ответы Ребе понравились императору, по приказу которого его вновь освободили из-под ареста, но без права выезда из столицы до рассмотрения дела в сенате. После воцарения Александра I (март 1801 г.) и упразднения тайной канцелярии было пересмотрено и дело Алтер Ребе. Его освободили, и он поселился в местечке Ляды Могилевской губернии (с тех пор он навсегда стал известен как рабби Шнеур-Залман из Ляд). Здесь Алтер Ребе сосредоточился на написании научных трудов, отражающих его взгляды, занимался упорядочением жизни хасидских общин, решая вопросы организационного и духовного порядка. Важным событием стало издание в 1803 году сиддура «Теиллат аШем» –  молитвенника, по которому и сегодня молятся хасиды ХаБаД.

Во время Отечественной войны 1812 г. Алтер Ребе, опасавшийся, что с победой Наполеона над Россией могут, не дай Б-г, сокрушиться устои иудаизма, проявил необыкновенную энергию в организации военных разведчиков из евреев.

Вместе с русскими войсками рабби Шнеур-Залман отступал до Курска. Тяжелые дорожные условия повлияли на его здоровье, и 24 Тевета 5572 г. (1813 г.) в селе Пены Сумского уезда Курской губернии Алтер Ребе закончил свои земные дни. Сыновья отвезли его тело в Украину и похоронили в местечке Гадяч Полтавской губернии.

Дело Алтер Ребе продолжили его ученики. Рабби Шнеур-Залман из Ляд стал основателем династии цаддиков и раввинов хасидского движения ХаБаД Любавичи.

Заключение

В истории религиозной еврейской мысли имя рабби Шнеура-Залмана из Ляд отмечено как основателя хасидского направления ХаБаД, придавшего хасидизму характер философского и систематического учения. Алтер Ребе привел учение хасидизма в соответствие со строгими требованиями талмудических авторитетов.

В чем же особенность этого учения?

Выдающийся ученик Маггида из Межирича, рабби Шнеур-Залман, развивая учение хасидизма, создал метод познания, который можно было бы назвать хасидизм разума и осознанных, воспитанных чувств. Рабби Исраэль Баал-Шем-Тов считал, что главное для еврея – искренняя вера и беззаветная любовь к Б-гу. В учении ХаБаД слились воедино и любовь, и вера, и познание, согласно сказанному в Торе: «И познаешь Г-спода, Б-га твоего». Хохма – это мысль-озарение, Бина – осмысление и развитие мысли, Даат – завершающая фаза всего процесса мышления, которая контролирует поведение и чувства человека.

Хасидизм ХаБаД преисполнен учености и отточенности ума. Рабби Шнеур-Залман, его основатель, был ученым-талмудистом, прежде чем стал хасидом, и талмудическую остроту и углубленность он внес в учение ХаБаД.

Иначе, чем в хасидизме в целом, в философии ХаБаД оценивается роль цаддика. Цаддик хасидов ХаБаД – это воспитатель своих хасидов, их водитель по путям Всевышнего, помогающий им подойти к главному – к учению ХаБаД. Основой является учение, а не сам цаддик. Роль цаддика – помочь хасиду найти правильный путь, но идти по нему и отвечать за свои поступки должен сам хасид.

Труды Алтер Ребе представляют собой уникальное явление. Систематизированное изложение своего видения хасидизма, концепцию «сознательного хасидизма» рабби Шнеур-Залман из Ляд представил в труде «Ликкутей Амарим» («Собрание изречений»). Это сочинение также известно под названием «Тания» («Учение»). (Так по-арамейски обозначается в Талмуде введение в Барайту.) «Тания» стала важнейшей книгой, «письменной Торой» хасидов ХаБаД. Наряду с трактатом «Тания» и «Шульхан Арух аРав» известность приобрели философские комментарии к Торе «Тора Ор», «Ликкутей Тора», а также сиддур «Теиллат аШем».