buttons

Помоги себе сам

22 Хешвана 5777 (23 Лис, 2016) | Новини, Пізнавально

nemesis_rip_pomogi_sebe_sam
«Б-г помогает тем, кто помогает себе сам». Является ли это утверждение богохульством? Отрицает ли оно присутствие руки Б-жьей в наших успехах?

Мне вспоминается разговор с одним самозванным атеистом, цинично использовавшим это выражение в том смысле, что все его значимые достижения были только делом его собственных рук и не имели никакого отношения к Б-гу.

Я позволю себе с этим не согласиться. На мой взгляд, «Б-г помогает тем, кто помогает себе сам» – это вполне религиозное утверждение. Его значение в полной мере согласуется с традиционной еврейской философией. Б-г, конечно, помогает нам в достижении целей, но Он требует, чтобы сначала мы помогли себе сами. Если мы будем просто сидеть сложа руки и ждать чудес, то будем очень разочарованы.

«И благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всем, что ты будешь делать» — эти слова все объясняют вполне недвусмысленно. Благословения приходят к нам от Б-га, но надо что-то делать, чтобы они пришли. Конечно, мы верим в чудеса, но мы не должны рассчитывать на них. Сочетание нашей усердной работы с Б-жественным благословением – вот идеальная дорога к успеху.

Классический тому пример – фермер. Он может пахать и сеять и потеть круглыми сутками, но если не будет дождя — ничего не вырастет. И наоборот, все дожди мира не смогут вырастить ничего, если фермер предварительно не посадит это в землю. Только если фермер сделает свою работу, а с небес польется дождь, можно ожидать обильного урожая. И то же самое везде, в независимости от того, фермеры мы или предприниматели, ремесленники или интеллигенция, работники или работодатели.

Существуют такие религиозные идеологии, которые не одобряют медицинское вмешательство в случае болезни. Они рассматривают это как недостаток веры в великого Целителя всякой плоти. Более того, в моем городе прямо сейчас идет судебное разбирательство из-за того, что врачи сделали ребенку, находящемуся в критическом состоянии, переливание крови, несмотря на то, что родители были против этого по религиозным соображениям. Иудаизм утверждает, что в то время как Б-г, конечно, Высший Целитель, Он предпочитает действовать через усилия заслуживающих доверия врачей.

Глава Торы «Хайей Сара» рассказывает о том, что Ицхак взял в жены Ривку: «И привел ее Ицхак в шатер Сары, своей матери». Раши, ссылаясь на Мидраш, объясняет, что в этой фразе содержится больше, чем кажется на первый взгляд. Когда она вошла в шатер, это было так же, как если б она была Сарой, матерью Ицхака. Дело в том, что заслугу своей праведности Сара была награждена тремя особыми чудесами. Ее субботние свечи горели всю неделю до наступления следующего Шабата; тесто, из которого она пекла халы, несло в себе благословение; а облако Шхины (Б-жественного Присутствия) не отходило от ее шатра. Когда Сара умерла, эти благословения исчезли. Когда появилась Ривка, они тут же вернулись назад. В сущности, это был очевидный знак Ицхаку, что Ривка его настоящая суженая, и что этот шидух был заключен на небесах.

Тем не менее, каждое из этих чудес требовало некого предварительного человеческого участия. Свеча должна быть зажжена, тесто должно быть замешано, а шатер должен быть установлен перед тем, как Б-г вмешается и сотворит все эти чудеса. Другими словами, Он помогает нам, но мы должны сначала помочь себе сами.

Это как в истории про человека, неистово просившего Б-га послать ему выигрыш в лотерею. По прошествии долгого времени, не дождавшись выигрыша, он потерял и веру, и терпение. В мучительном разочаровании он излил свои чувства Всевышнему: «Б-же! Месяцами я молился тебе. Почему Ты не помог мне выиграть в лотерею?» В ответ с Небес раздался голос: «Потому что ты, болван, не купил билет!»

Конечно, выиграть в лотерею, увы, не так просто, но на самом деле это касается всех наших начинаний. Б-г помогает тем, кто помогает себе сам. Будем делать то, что зависит от нас, а уж Он, дай-то Б-г, позаботится об остальном.

 

(По материалам сайта ru.chabad.org)