3 Тамуза мир отмечает 25-ю годовщину того дня, когда душа великого праведника, Главы нашего поколения, Седьмого Любавичского Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона, покинула материальный мир.
Во всех общинах ХаБаДа по всему миру в этот день проходят специальные мероприятия – уроки, занятия, фарбренгены, кинусы. К этому дню принято писать Ребе письмо «пидьон нефеш» с просьбой о благословении, которое будет затем помещено на его оэль.
Ко дню 3 тамуза на авторитетном ресурсе Jewish.ru http://www.jewish.ru была опубликована большая статья, которая так и была озаглавлена «День Ребе», и которую мы предлагаем нашим читателям.
День Ребе
Раби Менахем Шнеерсон обладал неповторимой еврейской индивидуальностью. Часто последователи и поклонники во всем мире называют его «тот самый ребе». Он излучал надежду, энергию и мужество во времена всеобщего смятения, безысходности и отчаяния.
Выдающаяся проницательность Ребе, гуманитарный и мировой опыт, сострадание к другим, лидерские навыки и мудрость сделали его легендой при жизни и завоевали ему восхищение, уважение и благоговение всех, кому приходилось его знать.
«Не строят памятников праведникам, слова их – памятники им», – говорят мудрецы (Иерусалимский Талмуд).
В настоящее время опубликовано свыше 200 томов его бесед, писаний, корреспонденции и ответов.
Всеобъемлющие знания Ребе во всех сферах интеллектуальной жизни, вплоть до медицины и математики, поражают воображение. Однако, несмотря на всю ученость, Ребе постоянно продолжал учиться, он настаивал, что интеллект должен быть использован для дел и только для добрых дел.
Учение Ребе представляет собой полную сокровищницу мудрости раввинских, талмудических, каббалистических и хасидских учений, дающей вдохновение и отражающей необычайную глубину – способность проникнуть в суть человеческой психики.
Возможно, что его слава как руководителя и новатора в распространении кампаний, призванных напомнить евреям об их обязанностях – «мицвот» (заповеди) – и традициях своего народа, стала результатом реализации его талантов мыслителя и редкого дара совмещения концептуального и практического.
В действительности, у Ребе эти различные области – мысль и действие – объединялись в одну, составляя как бы две стороны одной медали: единство Торы и единство еврейского народа, единство человечества в выполнении конечной цели созидания – наступления эпохи Мошиаха.
Для тех, кому посчастливилось встретиться с Ребе, получить ответ на письмо, доллар с благословением, помолиться в его миньяне, да и для тех, кому не вышло побывать в «севен – севенти» (770 – название резиденции Ребе), не проходит и дня без пронзительной боли, без тревожной памяти. Но книги на полке говорят: связь возможна, диалог продолжается, праведники не оставляют этот мир. Праведники не умирают.
От Катманду до Нижнего Новгорода проезжий еврей встретит «людей Ребе», посланников, словно подстерегающих его в самых невероятных медвежьих углах. Не дадут почувствовать одиночество, не дадут ни одному еврею забыть о еврействе. И растет вопреки логике ассимиляции новое поколение евреев не только в Иерусалиме и Бруклине, но и в Риге, и в Мельбурне. «Если потомство его живет – и он живет» (Талмуд)
«Не строят памятники праведникам, слова их – памятник им». А дела и слова его мы помним хорошо: и о любви к каждому еврею, и о защите земли Израиля, и о бескомпромиссном, жертвенном соблюдении Торы, и о близости времен Мошиаха. А ведь это больше, чем слова – это ощутимая объективная истина. Это не умрет.