buttons

Жить вечностью

12 Тевета 5777 (10.01.2017) | Новости, Познавательно

В Торе все выверено абсолютно точно. Названия недельных глав не составляют исключения – они ясно отображают содержание и суть их текста.

В свете этого возникает вопрос: почему глава Торы, начало которой посвящено рассказу о смерти праотца Яакова, называется «Вайехи» — «И жил»?

Объяснение нужно искать в глубинах смысла жизни. Настоящая жизнь – вечна. А вот состояние, при котором постоянно присутствует опасение, что оно вот-вот прервется – никак не соответствует понятию жизни в его истинном смысле. Поэтому только о Творце, источнике жизни, можно сказать, что Он действительно живой. И сказал пророк: «А Г-сподь Б-г есть истина, Он Б-г живой и Царь вечный ….» (Йермеяу, 10:10).

Трудности вскрывают

Каким образом могут люди смертные удостоиться такой жизни? Только «присоединившись» к Творцу. Ведь Все-вышний и есть настоящая жизнь, поэтому всякий «прилепившийся» к нему тоже живет. Поэтому сказано в Торе: «А вы, прилепившиеся к Г-споду Б-гу вашему, живы вы все ныне» (Дварим, 4:4). Эта «присоединенность» к Творцу дала основание назвать народ Израиля живым.

Жизненность эта проявляется, когда еврей встречает на своем пути трудности и должен решать всевозможные проблемы. Все то время, пока жизнь идет по «накатанной дороге», не проявляется «присоединенность» к Творцу. Только преодоление препятствий, встающих на пути служения Всевышнему, вскрывают и ясно демонстрируют привязанность еврея к Б-гу. Именно тогда мы называемся живыми.

Жизнь в Египте

Теперь понятно, почему эта глава называется «И жил». Там, в Египте, накануне смерти ярко проявился тот факт, что праотец Яаков жив.

Прежде, когда Яаков жил в Святой Земле, несмотря на все беды и несчастья, не могла проявиться в полной мере «присоединенность» его ко Всевышнему. И только в Египте, «срамном месте земли», где все сыновья Яакова (а также Менаше и Эфраим) устояли в святости, стало очевидно для всего мира, что Яаков жив.

Вера в изгнании

Сказано в Талмуде: «Наш праотец Яаков не умер; как живы его потомки, так и он жив» (трактат Таанит, 5б). Народ Израиля продолжает жить, поскольку он привязан к Творцу. То, что мы следуем пути Яакова означает, что он жив. Поэтому и называется эта глава «И жил» — именно здесь мы ясно видим вечность жизни Яакова.

А отсюда и урок для каждого еврея. Именно сейчас, когда тьма изгнания кажется непроглядной и не видна даже возможность избавления, но, несмотря на это, мы изучаем Тору, выполняем заповеди и всеми силами души верим в конечное Избавление – именно тогда и раскрывается тот факт, что Тора и Вс-вышний – истинная жизнь народа Израиля.

(По материалам ru.chabad.org)