buttons

Отсутствие похвалы — тоже похвала

Глава «Насо» в своем начале завершает подсчет семей колена Леви, которые переносили Храм и его утварь во время странствий по пустыне.

Предыдущая глава заканчивалась подсчетом семей Кеата, в чьи обязанности входило переносить Ковчег и храмовую утварь. А нынешняя глава повествует об обязанностях семей Гершона, которые должны были носить полотнища покрытий Шатра Откровения, и об обязанностях семей Мрари, которые должны были носить балки Шатра и его подножия.

В этом «уставе» есть одна существенная разница. Когда речь идет о семьях Кеата и Гершона, Тора использует выражение, несущее смысл уважения и почета: «сочти поголовно» (буквально — «возвысь их главу»), когда же речь идет о Мрари, сказано просто «пересчитай их».

По этому поводу Мидраш замечает: «Сыновьям Кеата и Гершона Б-г оказал уважение — Кеату из-за того, что они носили Ковчег, Гершону из-за того, что был первенцем. Сынам же Мрари, обычного сына (не первенца), которые носили просто балки и подножия, не сказано (поэтому) уважительного «сочти поголовно»».

Такое объяснение вызывает удивление. Неужели только потому, что Мрари был «простым сыном» и в обязанности его сынов входила «только» переноска бревен и столбов, следовало подчеркнуть их низкий статус? Очевидно, что это не только не подчеркнутое принижение их места, а напротив, указание на особые преимущества.

Воздвижение Святилища, в котором пребывала Шхина, было связано с двумя условиями: раскрытие лучших качеств народа Израиля в деяниях — с тем, чтобы проявить это лучшее в работе по возведению Храма; и полное подчинение собственного «я» человека, усмирение гордыни, самоустраненность.

Оба этих условия выполнялись в храмовых служителях-левитах: сыны Кеата и Гершона выражали собой практическую деятельность и посвященность лучших сил человека храмовому служению, сыны же Мрари символизировали полное подчинение и самоустраненность.

Распределение между семьями левитов храмовой службы соответствовало этим аспектам — сынам Кегота и Гершона выпало перенесение Ковчега и основной храмовой утвари, самых важных частей Шатра, что выражало их сущность — использование лучшего из человеческих качеств и из материальных предметов для служения Всевышнему. Сыны же Мрари переносили балки, которые символизируют полное самоотречение, отторжение всего чуждого Творцу. И подобно тому, как балки были фундаментом, основой Святилища, это качество является основой духовного служения человека.

По этой же причине о сынах Мрари не сказано «возвысь их главу». Семьи Кегота и Гершона в своей службе нуждались в «возвышении», по принципу: «И возвысилось сердце его на путях Г-сподних», а для сынов Мрари главным были самоустраненность и простота («простой сын»). Отсутствие упоминания «возвышения главы» по отношению к сынам Мрари служит для того, чтобы подчеркнуть их особое достоинство.

(По материалам ru.chabad.org)

Отсутствие похвалы — тоже похвала обновлено: Июнь 2, 2017 автором: LNK

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *