Главой Ваехи завершается повествование Торы о наших праотцах, которым посвящены десять глав из двенадцати, входящих в книгу Берешит.
После Яакова рассказ прерывается. Он продолжится в следующей книге, Шмот, — но уже не как описание событий, связанных с первой еврейской семьей, берущей начало от Авраама и Сары, а как история народа: евреи готовятся к выходу из Египта, получению Торы на Синае и переходу в Святую страну, обещанную им Всевышним.
Как Фараон принял евреев
Название нашей главы недели Ваехи означает “И жил…” Так она называется из-за первой фразы «Ваехи, И стал жить Яаков в Египетской земле 17 лет» и рассказывается как евреи переехали в Египет, как гостеприимно их принял фараон, как уважительно относился…как он их просил помогать в развитии экономики Египта, его строительстве! И евреи помогли фараону во всех его начинаниях. И все при этом оставались довольны – и фараон, и еврейский народ…
Хазак – значит крепкий!
Наша глава недели Ваехи заканчивается такими словами – “…И умер Йосеф, и похоронили его в Египте”… До этого Йосеф позвал своих братьев и своих детей, и руководителей еврейского народа и просил их дать клятву о том, что когда они выйдут из Египта и Б-г освободит их из рабства, они заберут его гроб с собой в Израиль…
Мы знаем,что глава Ваехи является завершающей в первой из пяти книг Торы – Берешит. При публичном чтении в синагоге, когда доходят до последних слов очередной книги Торы, все встают и громко произносят: Хазак, хазак ве-нитхазек, — объявляя, что надеются вернуться к этой книге в следующем году. Хазак — крепкий. Фраза означает, что мы, евреи, будем держаться за Тору, учить ее, преодолевая трудности. Ибо ею нельзя овладеть, не «скрепив свое сердце».
Вопрос Любавичского Ребе
Любавичский Ребе задает вопрос: “Что это за такое благословение и такую “крепость сердца” дают слова слова, которыми заканчивается книга Берешит? “И похоронили Йосефа в Египте” Что дают нам эти слова в понимании судьбу народа и последующих событий?
Ведь наоборот,когда Йосеф умирает, следующая глава недели начинается рассказом о том, что в Египте стал новый фараон, который забыл и Йосефа и его дела! Вот тут-то и начались проблемы и рабство для народа. Так как о какой же крепости народа говорится в конце книги Берешит?
Йосеф – лидер еврейского народа
“И положили Йосефа в гробу в Египте, – так говорят слова из недельной главы” Мы ведь знаем, что Йосеф был настоящим лидером еврейского народа! Лидером, который не оставляет своего народа! Он мог ведь тоже быть похороненным в Израиле, но все же просил их дать клятву о том, что когда они выйдут из Египта и Б-г освободит их из рабства, они заберут его гроб с собой в Израиль… Почему же?
Наступят трудные времена для народа в Египте
Зная, что когда будут у них трудные времена в Египте, как было обещано еще Авраам-авину… Мы знаем, что Б-г сказал – 400 лет твои дети будут в Египте в страшном рабстве.
Нил вместо Израиля
И Йосеф предвидел, что рабство будет очень сильным и он был согласен не быть порхороненным в Израиле на святой земле. Вместо этого он был похоронен в Ниле, где ни кто не знал местонахождение его захоронения. И все это ради того что бы когда у евреев настанут более сложные времена, они вспомнят клятву данную Йосефу. Клятву о том, что когда Б-г их освободит из египетского рабства они перенесли бы могилу Йосефа из Нила в Израиль.
Предвидение Йосефа
Этим своим решением, Йосеф надеялся, что когда для еврейского народа настанут тяжелые времена кто-то скажет: “Где мы, где Б-г, где обещания…?” И люди вспомнят что Йосеф вошел в историю как умный и талантливый руководитель. И если он завещал не быть похороненным в привычном месте, а именно в реке Нил, то он предвидел что придет время и его освободят. Этот поступок дал евреям надежду и силы выдержать период страшного рабства в Египте.
И сегодня мы живем в непростое время. Мировые конфликты и экономический кризис,теракты и войны – все это напоминает те трудные времена рабства евреев в Египте. Но мы верим в силу Вс-вышнего, что придет время избавления от рабства, как предвидел Йосеф – о чем мы узнаем в недельной главе Ваехи.
(Основано на материалах бесед Любавичского Ребе)