Глава “Микейц” рассказывает о том, как братья Иосефа, гонимые голодом, отправились в Египет, как Шимон был взят там в заложники, как было обнаружено серебро в поклаже возвращающихся братьев и как приказано им было вернуться в Египет с Биньямином.
Братья увидели в сложившейся ситуации наказание за продажу Иосефа в рабство: “Вот наказаны мы за брата нашего, что видели его страдания, когда он умолял нас, а мы не послушали. За это и постигло нас это горе”.
Яаков отказывался отпускать Биньямина: “Вы лишили меня детей! Иосефа нет, и Шимона нет, и Биньямина заберете… Не сойдет мой сын с вами”. Но в конце концов он вынужден был согласиться и, скрепя сердце, отпустил Биньямина с братьями в Египет.
Что должен делать человек в момент испытания? В первую очередь обратить свою мольбу к Б-гу. Так и вел себя Яаков в трудные периоды своей жизни раньше. Стремясь спастись от Эйсава, например, он сначала помолился, и только потом стал предпринимать необходимые действия.
На этот раз он ведет себя иначе, велит сыновьям своим запастись подарками и деньгами и только тогда говорит им: “Б-г Всемогущий пусть даст вам милость”. Раши объясняет: “Теперь вам не хватает только молитвы, вот я молюсь за вас”. Из этих слов может показаться, что молитва была лишь дополнительным средством после всех остальных. Почему именно так повел себя Яаков?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что сыновья не открыли Яакову своих подозрений относительно наказания их Б-гом за продажу Иосефа. Они объяснили отцу все лишь “земными” причинами, которые можно легко преодолеть. “Если уж так, – сказал им Яаков, – то вот что сделайте” – если все так, как вы говорите, и это не Б-жья кара, а обычные жизненные трудности, предпримите обычные действия. В то же время Яаков объясняет своим сыновьям, что даже тогда, когда необходимость в чудесах не очевидна, следует просить Б-га о помощи. Он указывает им, что надо предпринять для освобождения брата-заложника, и сообщает им: “Вот я молюсь за вас”.
Если сыновья Яакова видели в происходящем лишь свою частную сторону, то Яаков как один из трех праотцев народа Израиля понимал, что все это имеет особое значение для всех его потомков. Он твердо знал, что любая ситуация требует молитвы, просьбы о милосердии Небес.
Следует предпринимать все зависящее от нас – “и благословит тебя Вс-вышний во всем, что ты будешь делать“, но не надо забывать, что главное зависит от Небес: “Благословение Б-га – оно обогащает”.
(По материалам ru.chabad.org)