Каждый ребенок – единственный

6 Кислева 5777 (6 Гру, 2016) | Новини, Пізнавально

amizadeЛюди, выросшие в постмодернистской семье (папа, мама, ребенок и собачка) относятся к многодетным семьям подозрительно, иногда почти с брезгливостью: “Люди так не размножаются, не плодятся десятками!”

Интересно, что публикации в оксфордском “Журнале семейной психологии” утверждают, что отнюдь не числом детей определяется качество воспитания. Решающим фактором оказывается изначальный подход родителей к детям. Благополучными оказываются те семьи, где с раннего возраста к каждому ребенку относятся как к неповторимой и самостоятельной личности. Но нужно ли выписывать академические журналы, чтобы узнать об этой простой закономерности?

В талмуде приводятся слова рабби Эльазара, сына рабби Шимона бар Йохая: “Легче вырастить мириад (лигъен) оливковых деревьев в Галилее, чем вырастить одного ребенка в Земле Израиля”. И, чтобы не было сомнений в понимании этого высказывания, комментарий “Яфат-тоар” добавляет: “Даже если пропитание в изобилии”. Да, не в пропитании тут дело. Растить детей трудно, мы знаем это из слов Всевышнего, обращенных к Хаве: “В муках будешь рожать детей”. Как известно, мудрецы видят здесь намек не только на родовые муки, но и на тяготы воспитания.

Так что же может добавить к этому рабби Эльазар? По известному правилу экзегезы, слова Торы не получат нового толкования, если достаточно уже существующего. Что же нового говорит нам сравнение детей с оливковыми деревьями, сравнение шокирующее и, кажется, нелестное для самих детей?

Слово лигьен (от легион) означает не просто великое множество, но множество тождественных, строго упорядоченных безликих “единиц”. Слово “один” в устах рабби Эльазара – это не количественное числительное, оно подчеркивает уникальность, единичность каждой личности. И еще: он говорит о великой задаче – вырастить “одного ребенка” означает вырастить ребенка, душа которого едина, цельного человека. Вслушаемся в эти слова. Мы не растим детей легионами, тут нет протоптанной колеи, нет незыблемых правил.

Мудрецы говорят, что первым таким был Яаков, одинаково уверенно чувствовавший себя и в степи со стадами, и в шатре учения. Красивая метафора говорит о таком гармоничном еврее “неукротимо-рыжий с кроткими глазами”. Не случайно именно Яаков, “один ребенок из Земли Израиля”, благословляя своих детей, дает каждому из них особое, только ему предназначенное благословение.

В главе Торы “Вайеце” мы читаем об их рождении. Начинается история не только большой семьи (“семьдесят душ”), но и великого народа Сыновья Яакова пройдут долгий путь, пока не встретятся вновь в Египте. Будет в их жизни много странного, неприятного, будут и вражда, и примирение, и раскаяние. Какие они разные, как выпукло описаны характеры!

Многие путают единство с единообразием. Мы хорошо знакомы с обществом, успешно стиравшим грани между городом и деревней, между мужчиной и женщиной, между человеком и скотиной. Немногим там удалось сохранить индивидуальность, да и само это государство не простояло долго. Один из секретов еврейского воспитания – уважение автономии ребенка, его неповторимости. Вырастить такого ребенка труднее, чем тонну оливок, но труды эти дадут великий результат – он вырастет человеком.

(по материалам ru.chabad.org)

buttons